Лидер оппозиционной партии “Азат” Амиржан Косанов по окончании 15 суток ареста заявил DW, что Казахстан ждет холодная война власти и оппозиции. По его мнению, запрещая акции протеста, власти обостряют ситуацию в стране.
Генеральный секретарь оппозиционной общенациональной социал-демократической партии партии “Азат” Амиржан Косанов в интервью DW высказал мнение, что в отношениях между казахстанской властью и оппозицией ожидается период холодной войны. Косанов 12 февраля вышел на свободу из алма-атинского спецприемника МВД. Там он и два других представителя “Азата”, Булат Абилов и Амирбек Тогусов, отбывали 15 суток административного ареста за организацию митинга в неустановленном месте. Митинг в центре Алма-Аты прошел 26 января, его участники протестовали против результатов парламентских выборов.
DW: Чем вам запомнилось пребывание за решеткой?
Амиржан Косанов: В русском языке есть слово “каталажка” — помещение для арестантов. Мы были в каталажке, куда попадают за административные правонарушения. Там сидят те, кто, например, нарушил правила дорожного движения или миграционное законодательство, поскандалил с тещей. В 2006 году мы были в этом же спецприемнике, и теперь я испытал эффект дежавю — попал в ту же камеру, на ту же койку.
Амиржан Косанов
Я, Булат Абилов и Амирбек Тогусов оказались в разных камерах. В моей было всего шесть арестантов. Но там политических уважают, поэтому мне сразу предоставили почетное место у окна. Поскольку сокамерники за пятнадцать суток менялись, могу сказать, что за этот срок я человек пятнадцать обратил в нашу, если можно так сказать, “демократическую веру”.
- Как вы оцениваете решение властей о вашем аресте?
— На фоне России, где Медведев и Путин позволяют провести в центре столицы митинги и шествия, упорное нежелание казахстанских властей разрешать митинги в центре Алма-Аты выглядит неадекватно. В этом случае, несмотря на мой критический настрой в отношении Кремля, Астана должна у него поучиться. Запрещая такого рода митинги, власти обостряют ситуацию в обществе.
- Как дальше будут развиваться отношения между казахстанской властью и оппозицией?
— Вопрос сложный, потому что в самой Ак Орде (резиденции президента Казахстана. — Ред.) нет единого центра принятия политических решений. Различные кланы влияют на главу государства. С кем вести диалог? Во власти представлен очень широкий спектр мнений, начиная от “ястребов”, выступающих за ужесточение политики (это видно на примере жанаозенских событий), до “голубей”, которые хотят каких-то перемен. Но в целом отношения оппозиции и власти резко изменились после выборов в мажилис. Общество было готово к тому, чтобы оппозиция попала в парламент. Да, она бы там ничего не решала, но мнение улицы было бы услышано, это был бы шаг вперед.