18 C
Астана
23 апреля, 2024
Image default

Лед вот-вот тронется

Поли­ти­ка кну­та без пря­ни­ка, на кото­рую до сих пор дела­ла став­ку адми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та, не оправ­да­ла себя. К два­дца­ти­ле­тию неза­ви­си­мо­сти Казах­стан под­хо­дит со все более акти­ви­зи­ру­ю­щим­ся граж­дан­ским обще­ством. Осо­зна­вая это, власть пыта­ет­ся нагнать на народ стра­ху, счи­та­ет режис­сер, пред­ста­ви­тель «Народ­но­го фрон­та Казах­ста­на» Болат Атабаев.

Автор: Ана­ста­сия УСКОВА

Кра­си­вые сказ­ки о раз­ви­тии и про­цве­та­нии Казах­ста­на раз­би­ва­ют­ся о про­зу жиз­ни: запре­тов все боль­ше, бед­ные все бед­нее, взя­точ­ни­ки все бога­че. Чис­ло недо­воль­ных и несо­глас­ных рас­тет во всех реги­о­нах Казах­ста­на, уве­рен наш собе­сед­ник — кста­ти, акти­вист «Народ­но­го фрон­та Казах­ста­на». Но нач­нет­ся казах­стан­ская демо­кра­тия, по мне­нию Бола­та Ата­ба­е­ва, с запада.

Клан на клане, вор — на воре

- Болат-ага, нака­нуне Кур­бан-айта по стране пополз­ли слу­хи о том, что зло­деи соби­ра­ют­ся при­не­сти в жерт­ву невин­ных мла­ден­цев. Сооб­ще­ние посе­я­ло такую пани­ку,  что МВД при­шлось офи­ци­аль­но все опро­вер­гать. Как счи­та­е­те, кому это было выгодно?

- Ответ одно­зна­чен: вла­сти. Это часть полит­тех­но­ло­гий. И, кста­ти, стра­шил­ки о дет­ских смер­тях — это не новая идея. Подоб­ные слу­хи рас­про­стра­ня­лись в декаб­ре 86-го, когда гово­ри­ли, что каза­хи-де целый дет­ский сад выре­за­ли. Я это пре­крас­но помню.

Обще­ство надо дер­жать в стра­хе, и таким обра­зом управ­лять тол­пой. Ведь когда чело­век боит­ся, он ни на что не спо­со­бен. Страх — это как пара­лич. Если помни­те, лет 10—15 назад пуга­ли оппо­зи­ци­ей, потом нача­ли пугать кир­ги­за­ми, потом — тер­ро­ри­ста­ми, затем — опять кир­ги­за­ми: мол, если буде­те себя вести пло­хо, буде­те жить как кир­ги­зы и рез­ня будет как в Кир­ги­зии. Но теперь насту­пи­ло вре­мя, когда надо пугать чем-то внут­рен­ним. Посто­ян­ная опас­ность из-за гра­ни­цы уже поте­ря­ла акту­аль­ность. Теперь нуж­на опас­ность, исхо­дя­щая изнут­ри страны.

- Полу­ча­ет­ся, что и два взры­ва орга­ни­зо­ва­ны для устрашения? 

- Взры­вы орга­ни­зо­ва­ли наши спец­служ­бы. Хотя я не исклю­чаю, что Нур­сул­тан Назар­ба­ев может и не знать об этой «опе­ра­ции», кото­рой явно руко­во­дил кто-то из его окружения.

А что каса­ет­ся «появ­ле­ния тер­ро­ри­стов» в Запад­ном реги­оне… Я счи­таю рань­ше гово­рил, хотя надо мной сме­я­лись мои же кол­ле­ги, еди­но­мыш­лен­ни­ки), что есть какая-то заин­те­ре­со­ван­ная сила «навер­ху», воз­ле пре­зи­ден­та, кото­рой не тер­пит­ся быст­рее ски­нуть Назар­ба­е­ва и занять его место.

Все пони­ма­ют, что «лидер нации» уже не управ­ля­ет стра­ной. Управ­ля­ет стра­ной его окру­же­ние. Там идет борь­ба — клан на клан, вор сидит на воре. Кто пер­вый выши­бет елба­сы из крес­ла, тот и схва­тит власть.

Учи­те матчасть!

- Похо­же, вла­сти вновь начи­на­ют закру­чи­вать гай­ки — на сей раз под пред­ло­гом борь­бы с тер­ро­риз­мом. Вот и при­ня­тый недав­но закон о рели­гии рас­став­ля­ет мно­го флаж­ков. Кста­ти, как Вам нра­вит­ся закры­тие молель­ных ком­нат и услож­не­ние про­це­ду­ры реги­стра­ции рели­ги­оз­ных организаций?

- Конеч­но, это нару­ше­ние прав чело­ве­ка! Но если чест­но, то чело­ве­ку веру­ю­ще­му до это­го ново­го зако­на дела нет. Не хотят чинов­ни­ки реги­стри­ро­вать, допу­стим, мою орга­ни­за­цию — и не надо! Я буду под­поль­но рабо­тать, еще луч­ше. Пусть ищут, себе хуже дела­ют. Когда про­бле­ма ухо­дит внутрь, непо­нят­но, с кем бороться.

Вла­сти дума­ют, что мы боим­ся, но един­ствен­ное ору­жие про­тив стра­ха — это смех. Как-то я читал, что надо дово­дить закон, кото­рый рабо­та­ет про­тив наро­да, до абсур­да. Нару­шать его три-четы­ре раза в день. И когда тюрь­мы пере­пол­нят­ся, вла­сти сами отме­нят закон.

Надо высме­и­вать эти зако­ны. Это все уйдет. Я не вос­при­ни­маю все­рьез зако­ны авто­ри­тар­ной власти.

- Два­дцать лет мы стро­и­ли демо­кра­тию, а при­шли к авторитарности?

- В псев­до­де­мо­кра­тию, про­пи­сан­ную в Кон­сти­ту­ции, никто уже не верит. Пусть окру­же­ние пре­зи­ден­та возь­мет учеб­ни­ки по куль­ту­ро­ло­гии и посмот­рит, какое обще­ство они постро­и­ли. Извест­ные куль­ту­ро­ло­ги Мамон­тов и Конда­ков по пунк­там все разложили!

Пер­вый при­знак авто­ри­тар­но­го обще­ства — это моно­по­ли­за­ция и стан­дар­ти­за­ция систе­мы обра­зо­ва­ния. Это и при­ве­ло к тому, что доступ в ака­де­ми­че­скую или худо­же­ствен­ную псев­до­э­ли­ту про­из­во­дит­ся не по спо­соб­но­стям, не по про­фес­си­о­наль­ным при­зна­кам, а по соци­аль­но­му про­ис­хож­де­нию или по национальности.

Вто­рой при­знак — это моно­по­ли­за­ция средств мас­со­вой инфор­ма­ции, пре­вра­ще­ние их в послуш­ный инстру­мент мани­пу­ли­ро­ва­ния обще­ствен­ным сознанием.

Тре­тий при­знак авто­ри­тар­но­го режи­ма — пре­сле­до­ва­ние кри­ти­че­ски мыс­ля­щей интел­ли­ген­ции. Анти­ин­тел­лек­ту­а­лизм ста­но­вит­ся нор­маль­ным явле­ни­ем, интел­лект в окру­же­нии пре­зи­ден­та не ценен. Ели ты интел­лек­ту­ал, тебя быст­ро отту­да убе­рут. Отсю­да — и наша кад­ро­вая чехар­да. Пока­жи­те мне хотя бы одно­го нор­маль­но­го мини­стра, назо­ви­те мне хотя бы одно мини­стер­ство, кото­рое рабо­та­ет нор­маль­но, реша­ет еже­днев­ные про­бле­мы! Сей­час все функ­ции мини­стерств пере­шли в аппа­рат пре­зи­ден­та. Аппа­рат пре­зи­ден­та заме­нил собой испол­ни­тель­ные орга­ны, имен­но там все решается!

- Полу­ча­ет­ся, в Казах­стане нали­цо все при­зна­ки авторитаризма?

- Конеч­но! Но пой­дем даль­ше — уче­ные вычле­ни­ли и при­зна­ки тоталитаризма.

Пер­вый при­знак — это жест­кая управ­ля­е­мость «свер­ху» и демон­стра­тив­ная опо­ра на мас­со­вый, яко­бы эффек­тив­ный энту­зи­азм «сни­зу». Дока­зы­вать тут ниче­го не надо: куда бы ни при­ез­жал Назар­ба­ев, его встре­ча­ют тол­пы яко­бы доволь­ных и счаст­ли­вых рабо­чих, кото­рых для это­го сни­ма­ют с работы.

Вто­рой — поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­ская задан­ность, кли­ши­ро­ван­ность форм и апел­ля­ция к про­стей­шим архе­ти­пам лега­ли­зи­ро­ван­но­го сознания.

Тре­тий — пре­дан­ность пра­вя­ще­му режи­му, как пра­ви­ло, вынуж­ден­ная, показ­ная. Низ­кая лесть, деше­вая конъ­юнк­тур — это нур­си­я­ние, сказ­ки о его дочери.

Чет­вер­тый — псев­до­де­мо­кра­тизм, поэ­ти­за­ция без­ли­ко­го «про­сто­го чело­ве­ка» из наро­да, без­удерж­ный энту­зи­азм народ­ных масс как вопло­ще­ние веко­вой муд­ро­сти, исто­ри­че­ской устрем­лен­но­сти, всей исто­ри­че­ской правоты.

Казах­стан как госу­дар­ство, как извест­но офи­ци­аль­ной нау­ке, появил­ся все­го два­дцать лет назад, как при­шел к вла­сти Назар­ба­ев. А что до это­го наши пред­ки делали?

Арти­сты уми­ра­ю­ще­го театра

- Неуже­ли нам нака­нуне два­дца­ти­ле­тия неза­ви­си­мо­сти совер­шен­но нечем гордиться? 

- Рань­ше гово­ри­ли, у нас ста­биль­ность в стране. Ста­биль­ность — это хоро­шо. Я все­гда сво­им сту­дент­кам гово­рю: девуш­ка выхо­дит не за мужи­ка, а за ста­биль­ность. Но обще­ство у нас неста­биль­но: страш­ное клас­со­вое и соци­аль­ное рас­сло­е­ние, горст­ка очень бога­тых и огром­ное чис­ло бедных.

Вокруг ста­биль­но­сти объ­еди­нить народ не полу­чи­лось. Затем хоте­ли сде­лать иде­а­лом «лиде­ра нации» — тоже не вышло. Пред­ла­га­ли поста­вить во гла­ву угла без­опас­ность — без­опас­но­сти сей­час тоже нет.

В стране сей­час наблю­да­ет­ся мета­ние из сто­ро­ны в сто­ро­ну, какой-то юно­ше­ский, незре­лый мак­си­ма­лизм. По этим при­зна­кам мож­но узнать незре­лость обще­ства, пере­ход­ный пери­од слиш­ком дол­го длит­ся — два­дцать лет. Сколь­ко мож­но врас­ко­ряч­ку стоять?

- Сей­час мно­го гово­рят о том, что власть аго­ни­зи­ру­ет. Но в руках эли­ты и день­ги, и власть. Раз­ве это нача­ло кон­ца? Раз­ве власть ухо­дит из рук Назарбаева?

- У эли­ты нет сове­сти, а это самое глав­ное. Я вижу мораль­ную ущерб­ность вла­сти. Это дает мне пра­во осуж­дать ее. Когда я вижу, что спра­вед­ли­во­сти нет, я внут­ренне мораль­но силен. Это доро­га к духу. Дух наро­да крепчает.

- А когда же прорвет? 

- Это вопрос вре­ме­ни. Я рань­ше тоже все­гда нетер­пе­ли­во ждал: вот осе­нью, вот вес­ной. Чело­век мораль­но уста­ет. Когда один и тот же режис­сер руко­во­дит теат­ром десять, два­дцать, трид­цать лет, театр уста­ет: один и тот же спо­соб мыш­ле­ния, одни и те же сло­ва… Арти­сты выда­ют штам­пы, и театр начи­на­ет уми­рать. Поэто­му надо менять режис­се­ров, как и власть.

Сей­час, напри­мер, все ждут пар­ла­мент­ских выбо­ров, но чуда не про­изой­дет. Ниче­го не поме­ня­ет­ся, пока хозя­ин у нас один. Мы слу­жим хозя­и­ну, а не стране.

- Каза­лось бы, мы дав­но уже ждем перемен…

- Я тоже думал, что с каж­дым годом ста­но­вит­ся все хуже и хуже. А сей­час, после обще­ния с неф­тя­ни­ка­ми, у меня появи­лась надеж­да. Я верю. У меня дру­го­го наро­да нет.

- Поче­му неф­тя­ни­ки заста­ви­ли Вас поме­нять свое мнение?

- Сей­час граж­дан­ское обще­ство уже фор­ми­ру­ет­ся. Когда в свое вре­мя гово­ри­ли, что в Казах­стане нет граж­дан­ско­го обще­ства, я был согла­сен с этим. Сей­час дру­гое обще­ство. Появ­ля­ет­ся граж­дан­ская куль­ту­ра. Жана­о­зен пока­зал хоро­ший при­мер: обще­ство просну­лось. Две тыся­чи чело­век одно­вре­мен­но вышли из «Нур Ота­на» — это поступок.

Вы пред­став­ля­е­те себе, что такое басту­ю­щие люди? У них есть вре­мя, они ден­но и нощ­но рас­суж­да­ют: что они тут дела­ют, кто вино­ват в ситу­а­ции, поче­му вла­сти и рабо­то­да­те­ли мол­чат, когда это кон­чит­ся? И они нача­ли пока­зы­вать зубы!

Зря в Астане наде­ют­ся, что басту­ю­щих раз­го­нит мороз. Люди видят, что ситу­а­ция пато­вая, и будут соби­рать митин­ги. К заба­стов­ке, кста­ти, опять готов при­со­еди­нить­ся Кара­жан­бас — там уже орга­ни­зо­ван стач­ком, как я слы­шал. Пого­ва­ри­ва­ют, что рабо­чие с дру­гих пред­при­я­тий соби­ра­ют­ся бастовать.

- В раз­го­во­рах о заба­стов­ке один из глав­ных козы­рей вла­сти в том, что рабо­ту пре­кра­ти­ли дале­ко не все сотруд­ни­ки «Озен­му­най­га­за»…

- Да, не все ста­ли басто­вать, но заро­ди­лась мысль, что мож­но не согла­шать­ся, мож­но про­те­сто­вать. А ведь рань­ше и тако­го не было. Люди не под­ни­ма­ют­ся, но пси­хо­ло­ги­че­ски, внут­ренне они гото­вы. Они уже поня­ли, у них куль­ту­ра появи­лась. Хоро­шо, что они не стре­ля­ют, хоро­шо, что не вою­ют. Но сколь­ко это может длиться?

- Поче­му никто из рабо­че­го клас­са не под­дер­жал неф­тя­ни­ков? Даже аван­гард про­ле­та­ри­а­та — шах­те­ры — пред­по­чи­та­ет молчать. 

- Долж­но что-то слу­чить­ся, долж­ны погиб­нуть несколь­ко чело­век, что­бы они под­ня­ли свои зад­ни­цы, ска­за­ли что-либо в защи­ту сво­их прав. Рано или позд­но они к это­му при­дут. Власть дово­дит их до тако­го состо­я­ния. Мы очень мед­лен­но про­сы­па­ем­ся, но уже просну­лись. Пре­це­дент уже есть.

Так и сказал! 

- Вы пред­став­ля­е­те себе, что такое басту­ю­щие люди? У них есть вре­мя, они ден­но и нощ­но рас­суж­да­ют: что они тут дела­ют, кто вино­ват в ситу­а­ции, поче­му вла­сти и рабо­то­да­те­ли мол­чат, когда это кон­чит­ся? И они нача­ли пока­зывать зубы! Жана­озен в этом смыс­ле дал хоро­ший при­мер: обще­ство просну­лось. Две тыся­чи чело­век одно­вре­мен­но вышли из «Нур Ота­на» — это посту­пок. Пло­хо то, что в Ман­ги­стау появи­лись уже сепа­ра­тист­ские настро­е­ния. Реги­он обес­пе­чи­ва­ет почти 70% эко­но­ми­че­ской мощи Казах­ста­на, а сами неф­тя­ни­ки живут как нищие. Всем, кто сомне­ва­ет­ся, я реко­мен­дую съез­дить в Жана­о­зен и убе­дить­ся, что это депрес­сив­ный город. Там огур­цы в сезон сто­ят 300 тен­ге за кило — на зар­пла­ту 200 тысяч тен­ге, если у тебя на шее 5—6 домо­чад­цев (рабо­ты ведь мало), не раз­гу­ля­ешь­ся. А живут-то на богатстве…»

Пол­ную вер­сию интер­вью в видео­фор­ма­те смот­ри­те на бло­ге теле­ка­на­ла “К‑плюс” на Youtube: часть I, часть II.

Continue reading here:
Лед вот-вот тронется

архивные статьи по теме

Акежан Кажегельдин в поддержку нефтяников

Editor

Божко не даст схватить Бога за бороду

«Нур Отан» — партия воров и коррупционеров?