СМИ в Центральной Азии ощущают жесткий прессинг со стороны местных властей. В некоторых странах журналистам предъявляют непомерные судебные иски, а где-то и бросают в тюрьму. Проблемы региональной прессы обсуждались 30 ноября в Душанбе во время международного форума “Медиа и безопасность журналистского творчества в Центральной Азии”, одним из организаторов которого стал немецкий Фонд имени Конрада Аденауэра.
Общие проблемы
По мнению экспертов, ситуация со свободой СМИ в Центральной Азии остается тревожной. На журналистов нападают, против них возбуждают судебные дела. Так, к примеру, в Казахстане за 10 месяцев зарегистрировано 64 иска против различных изданий и репортеров. “Это меньше, чем в предыдущие годы, но хочу обратить внимание на размеры взысканий. Это 2,5 миллиарда тенге или более 16 миллионов долларов”, — заявила представительница международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара Калеева.
В соседней с Казахстаном Киргизии за девять месяцев этого года приняты к рассмотрению 16 судебных исков против представителей прессы, в Таджикистане — 10. Там тоже нередко предъявляют неподъемные для независимых СМИ суммы компенсаций. “Заметно, что такие дела нередко заводят не для того, чтобы восторжествовала правда. Они имеют целью усилить самоцензуру изданий и самих репортеров”, — отметил в интервью DW глава Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибаев.
Во второй сотне
В какой же из стран Центральной Азии больше свободы слова? Найти ответ на этот вопрос крайне трудно. В Таджикистане и Киргизии местные власти законодательно декриминализировали диффамацию. В Казахстане, Узбекистане и Туркмении промахи журналистов преследуются в рамках уголовного кодекса. “В Узбекистане девять журналистов сейчас находятся в тюрьмах. В этом году мы решили присудить премию за журналистскую деятельность своему узбекскому коллеге и поддержать свободу слова в этой стране”, — сообщил представитель международной организации “Репортеры без границ” Реза Муини.
По его словам, ситуация со свободой слова в регионе в последние годы остается почти неизменной. Все пять государств в мировом рейтинге стран находятся во второй сотне. “Туркмения занимает 177 место, Узбекистан в прошлом году улучшил свои позиции на семь пунктов и расположился на 164 строчке, Казахстан все больше начинает следовать туркменской модели и по итогам 2012 года расположился на 160‑м месте, Таджикистан — на 120‑м. Более обнадеживающая ситуация в Киргизии, которой мы отдали 106 место”, — отметил Муини. И добавил, что исследование “Репортеров без границ” позволяет выявить, в каком из государств журналистам легче и безопасней работать.
О чем нельзя писать в регионе
По мнению Нуриддина Каршибаева, СМИ Центральной Азии объединяют две общие проблемы. Одна из них — деятельность прессы в условиях несоответствия фактического осуществления норм местного законодательства международным стандартам в области свободы слова. Второй типичный барьер — наличие в каждой из стран определенных тем, затрагивать которые репортерам небезопасно. “К примеру, киргизские журналисты говорят, что у них в стране после ошских событий действует негласное табу на освещение проблем межнациональных отношений. В Таджикистане в штыки принимают материалы, где говорится о коррупции в высших эшелонах власти. Есть свои национальные особенности в плане цензуры и самоцензуры также в Казахстане и Узбекистане”, — отметил глава НАНСМИТ.
Репортерам, которые идут на журналистские расследования и берутся за сложные, резонансные темы он рекомендует работать качественно и перепроверять информацию. “Это позволит избежать претензий со стороны”, — считает Каршибаев.
Координатор проектов Института новых медиа Киргизии Диана Рахманова обратила внимание также на проблемы с доступом к информации из официальных источников. Журналистка, которая успела поработать как в Душанбе, так и Бишкеке, призналась, что в Киргизии репортерам проще завязывать контакты с чиновниками, чем в Таджикистане. “В Таджикистане почти нереально получить информацию о зарплате чиновников высшего звена, о бизнесе, который они контролируют, недвижимости. В Киргизии эта информация доступна. Кроме того, киргизские министры и депутаты более открыты для журналистов, чем таджикские”, — отметила Рахманова.
Работа в условиях ЧП
Сотрудники СМИ в регионе признаются, что работать в чрезвычайных ситуациях — во время митингов и вооруженных конфликтов – крайне сложно. Журналисты подвергаются нападениям, какие-либо особые правила, защищающие репортеров, не прописаны. В итоге фактически перестает существовать профессия военного корреспондента. “Есть и другие причины — осторожность, как самих репортеров, так и их работодателей. В Таджикистане в 1990‑е годы во время гражданской войны погибли около 80 журналистов. И эта статистика накладывает свой отпечаток. Кроме того, в стране нет СМИ, которые были бы готовы оплачивать труд военного корреспондента и гарантировать компенсацию его родным в случае трагедии”, — подытожила редактор британского Института освещения войны и мира в Таджикистане Лола Олимова. По ее словам, безопасность репортера, если он отправляется в зону конфликта, становится его личной проблемой.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Follow this link:
Легко ли быть журналистом в Центральной Азии