«Оценка степени прозрачности и уровня удовлетворенности населения деятельностью судов и судей всех уровней» — так назывался опрос, проведенный общественным фондом «Транспаренси Интернешнл». Проанализировав мнение 800 респондентов, его глава Сергей Злотников и социолог Гульмира Илеуова сделали вывод: продажность судов — стереотип, существующий в нашем обществе.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Само исследование было осуществлено в рамках проекта «Общественное участие в обеспечении прозрачности и независимости судов в Казахстане» при содействии правительства Нидерландов. Эксперты опросили 400 посетителей городских судов, пришедших туда именно по делу, как в суд первой или апелляционной инстанции, и 400 граждан в ходе поквартирного опроса в городах Актобе, Алматы, Астана, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Шымкент.
Население — в плену мифов
Гульмира Илеуова, отвечавшая за техническую сторону вопроса, прокомментировала диаграммы с цифрами исследования. Итак, согласно опросу, 49% удовлетворены деятельностью судов, 35% оценивают работу судей как хорошую. И хотя пятерку судьям поставили всего 3% опрошенных, почти 75% положительных «оценщиков» — очень высокий показатель, как нам представляется.
«Скорее доверяют» казахстанской Фемиде 63%, а целиком и полностью — 15%. Не доверяют — 24,1%. На вопрос о причинах недоверия треть из них назвали личный опыт, 15% — опыт знакомых, а 20% сослались на стереотип: дескать, все говорят и в газетах пишут, что судьи у нас — взяточники.
При этом еще раз прийти в суд, если возникнут проблемы, согласны 40%, и почти столько же заманить опять в храм Фемиды можно будет лишь в случае безвыходной ситуации.
- Уровень коррупции в среднем по результатам опроса посетителей судов оценивается на 4,7 балла по десятибалльной шкале. Самый высокий уровень коррупции в судах имеет место, по результатам опроса, в Таразе — 6,6 и Алматы — 6,4 балла. Самый низкий в Актобе (3,7 балла) и Усть-Каменогорске (3,5 балла), — отметила Гульмира Илеуова.
При этом, по ее словам, самый низкий балл по взяточничеству поставили Усть-Каменогорску посетители судов, тогда как жители города назвали судейство областного центра ВКО самым коррумпированным. Этот парадокс тоже, по мнению спикеров, подтверждает: убежденность в продажности судов — вредный стереотип.
- Посетители судов более позитивно воспринимают суды, демонстрируют более высокий уровень доверия, чем те, кто не сталкивался с правосудием, — сказала Гульмира Илеуова, отметив, что рядовые люди склонны к негативной оценке в том числе под влиянием СМИ.
Тем более что половина (51%) обратившихся надеются на справедливое решение своего дела. Недовольны же истцы и ответчики (а основная часть опрошенных оказалась из их числа) сроками рассмотрения дел и… соблюдением законности (!) при вынесении решения. Похвалили же граждане судей за их примерное поведение на процессах и соблюдение процессуальных норм.
- Очень недостаточная работа идет с населением — оно пребывает в плену мифов, — посетовал Сергей Злотников, добавив, что одна из целей пресс-конференции — подействовать на сознание граждан, убедить, «что в этой системе есть возможность защитить свои права».
Вообще, на взгляд Сегея Злотникова, «отношение населения к судам меняется в лучшую сторону». Свидетельство тому — количество обращений в суды постоянно увеличивается. Поэтому следует не сокращать судей (как не так давно произошло), а наоборот, увеличивать их число.
Однозначно негативным было признан по результатам исследования только один аспект — доступ к правосудию. Здесь уже о мифах речи не было.
- В отношении получения информации о работе судей и судов следует отметить, что большинству опрошенных (52,4%) совершенно недоступна и скорее недоступна требуемая информация, — признала г‑жа Илеуова.
Еще в начале встречи было заявлено, что конечная цель опроса — выработка рекомендаций для Верховного суда. И проблема с доступом к информации станет одной из ключевых в этих рекомендациях, заверили спикеры. Правда, на вопрос, в каком виде будут поданы эти советы Верховному суду, ответ прозвучал без энтузиазма: внесем предложения по изменению Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса, по прозрачности и прочему совершенствованию работы судов, а также по усилению роли адвокатуры, назовем основные нарушения прав граждан в судах…
Да и зачем, собственно, что-то «совершенствовать», добавим мы от себя, если и так все хорошо? А все, что плохо, — предрассудки и стереотипы.
Стереотип есть, но он основан на фактах
Практикующие юристы, которых мы познакомили с результатами опроса «Транспаренси Интернешнл», услышав цифры, развели руками.
- Я категорически не согласен с тем, что больше 60% населения доверяют судам, — считает юрист международного комитета «Жанаозен-2011» Ерлан Калиев. — Сама правовая система в Казахстане выстроена так, что законы и кодексы находятся на втором плане.
Ерлан Калиев назвал «наиболее кричащий пример»:
- Когда по 164 статье громко арестовывают, предъявляют обвинения, а потом оказывается, что благодаря не законным доказательствам невиновности, а влиятельным друзьям этих людей выпускают.
Правозащитник имел в виду обвинения в возбуждении социальной вражды, предъявленные активистам оппозиции Болату Атабаеву и Жанболату Мамаю, которых сначала арестовали и по этапу отправили в Актау, а потом выпустили — по ходатайству режиссера Ермека Турсунова и политики Тулегена Жукеева.
- Так это громкое, резонансное дело! А что творится по банальным, бытовым делам… — с сожалением заметил юрист. — Я могу на основании собственного опыта утверждать, что всегда есть возможность «разводки».
Как предполагает г‑н Калиев, сейчас в зонах сидят те, у кого в свое время не оказалось влиятельных знакомых или денег, чтобы «развести». Причина — в том, что у нас не выстроен четкий механизм взаимоотношений между гражданами и властью, между населением и правоохранительными органами:
- Такого механизма нет, все расплывчато. Высокопоставленный чиновник может поехать на красный, сбить на переходе пешехода — и ему ничего не будет. В то же время простому человеку за украденную курицу дают десять лет. Нет четких правил игры.
В целом с правозащитником согласен и адвокат Геннадий Нам. На вопрос, можно ли назвать убеждения в продажности судов просто стереотипом мышления, он ответил: и да, и нет.
- Стереотип такой есть, но он основан на фактах, — сказал он. — У меня таких исследований нет, но, на мой взгляд, процентов 80 судей берут.
На вопрос же, доверяют граждане в основной своей массе судам или нет доверяют, Геннадий Нам был категоричен.
- По моей практике, процентов 90 не доверяют. Они исходят из личного опыта и опыта знакомых, — сказал он и добавил последний аргумент: — Если произвести экспертизу всех приговоров и решений, особенно по административным делам, то, с моей точки зрения, окажется, что более 70% — неправосудные решения.
See more here:
Коррупция в судах — стереотип или правда?