Президенты пяти стран договорились на IV Каспийском саммите в Астрахани об основных принципах разделения моря, которые, как осторожно прогнозируют эксперты, могут стать основой для подписания Конвенции о статусе Каспия на следующем саммите в Астане.
Напомним, конвенция должна закрепить принципы делимитации дна и акватории Каспия, вопросы военного присутствия на море, а также правила судоходства и рыболовства (см. подробнее материал «В Астрахани опять будут делить Каспий»). Предполагается, что документ подпишут на следующем саммите, который должен пройти в Астане. Казахстан занимает нейтральную позицию по спорным каспийским вопросам, поэтому наиболее удобен.
Но пока позиции сторон остаются неизменными: Азербайджан, Россия, Казахстан и теперь Туркменистан придерживаются мнения, что они между собой все согласовали, а Иран должен согласиться с мнением большинства. Но он артачится, ибо не готов к тому, что у него окажется меньше всего прав на каспийский шельф (14—17%). Он хочет 20%. И известный эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов сомневается в том, что Иран удастся уговорить на меньшее.
Также не получается разрешить проблему спорных месторождений углеводородов между Туркменистаном и Азербайджаном. Соседям никак не удается договориться о том, кому принадлежат месторождения Сердар, Осман и Омра (или Кяпаз, Азери и Чираг в азербайджанском варианте). Предложение азербайджанкой стороны о том, чтобы разрабатывать вместе эти месторождения, у туркменских партнеров понимания не находит.
Не удалось на саммите в Астрахани определиться и с весьма спорным моментом: Каспий — это озеро или море?
Зато на IV Прикаспийском форуме удалось согласовать пятистороннее заявление, в котором страны зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия, и договориться о разделе Каспия на две зоны — государственного суверенитета прибрежных стран и рыболовства.
Другими словами, президенты договорились, что 15-мильная зона будет считаться зоной национального суверенитета (государственной границей государства). Еще 10 миль — это национальная экономическая зона рыболовства. А вся остальная акватория Каспийского моря за пределами 25-мильной зоны — море, находящееся в общем пользовании. И в ближайшее время страны «пятерки» должны приступить к разработке протоколов о взаимодействии пограничных служб.
Удалось главам государств прийти к единому мнению и в вопросе о запрете присутствия на Каспии иностранных военных кораблей и подразделений, подразумевая, видимо, флот США и НАТО. Известно, что в этом вопросе президенты Туркменистана, Ирана, Казахстана и России были едины, а глава Азербайджана Ильхам Алиев увиливал и всячески сопротивлялся, но его удалось уговорить.
Правда, опасения лидеров прикаспийских стран были не совсем понятны. Ведь военным кораблям, чтобы попасть на Каспий, нужно или научиться летать или пройти по Волге. Но кто их туда пустит?
А еще президенты договорились о строительстве железнодорожного кольца вокруг Каспия, которое соединит основные морские порты, что позволит сократить время и стоимость транспортировки грузов, что, безусловно, станет неплохим подспорьем для экономики этого региона.
Иными словами, саммит в Астрахани дал неплохие результаты, хотя и не ответил на главный вопрос, который не дает покоя прикаспийским странам уже более 20 лет, — как делить каспийский шельф. Теперь эксперты все надежды на разрешение затянувшегося вопроса возлагают на будущий саммит, который должен пройти в Астане.