1 C
Астана
26 апреля, 2024
Image default

Как в Узбекистане уничтожают будущее

В Узбекистане запретили политологию...

Как в Узбекистане уничтожают будущее

Автор: Дани­ил КИСЛОВ
07.09.2015
Новость о том, что в Узбе­ки­стане запре­ти­ли нау­ку поли­то­ло­гию, обо­шла стра­ни­цы всех веду­щих масс-медиа мира. Сооб­щи­ла ее и ува­жа­е­мая радио­стан­ция «Эхо Моск­вы». Спе­ци­а­ли­сты, ком­мен­ти­ру­ю­щие собы­тие, прак­ти­че­ски еди­но­душ­ны: в стране нет насто­я­щей поли­ти­че­ской жиз­ни, нет реаль­но борю­щих­ся поли­ти­че­ских пар­тий, нет выбо­ров, нет сво­бо­ды мне­ний, цен­зу­ра тоталь­на а пре­зи­дент дав­ным-дав­но не леги­ти­мен. Какая уж тут политология.

Какая уж тут поли­то­ло­гия. Один лишь свой «осо­бый путь», а вся­кие «меж­ду­на­род­ные стан­дар­ты» нам не указ. Одна­ко, я уве­рен, никто из жур­на­ли­стов и экс­пер­тов не читал тек­ста само­го при­ка­за Мини­стер­ства выс­ше­го и средне-спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния Узбе­ки­ста­на №310 от 24 авгу­ста сего года, посвя­щен­но­го пре­по­да­ва­нию поли­то­ло­гии и опуб­ли­ко­ван­но­го на узбек­ском языке.

Пункт 2.2 это­го доку­мен­та при­ка­зы­ва­ет изме­нить назва­ние пред­ме­та «Поли­то­ло­гия. Тео­рия и прак­ти­ка постро­е­ния демо­кра­ти­че­ско­го обще­ства в Узбе­ки­стане» на «Тео­рия и прак­ти­ка постро­е­ния демо­кра­ти­че­ско­го обще­ства в Узбекистане».

Здесь ниче­го осо­бен­но­го: как вра­ли рань­ше про «суве­рен­ную демо­кра­тию», «раз­ви­ва­ю­щу­ю­ся под муд­рым руко­вод­ством», так и будут про­дол­жать. Ника­кой поли­то­ло­гии в этом пред­ме­те уже и прав­да дав­но нет, одна бол­то­ло­гия и про­мыв­ка мозгов.

Куда более важ­ная инфор­ма­ция содер­жит­ся в пунк­те 2.3. Поэто­му при­ве­ду его пере­вод на рус­ский язык полностью.

«2.3. При­нять меры по пере­во­ду лите­ра­ту­ры, отно­ся­щей­ся к нау­ке «Поли­то­ло­гия», хра­ня­щей­ся в инфор­ма­ци­он­ных-ресурс­ных цен­трах, и пере­ве­сти ее из обще­го фон­да в спе­ци­аль­ный фонд».

Что же это зна­чит? А это зна­чит, что все кни­ги — учеб­ни­ки, науч­но-попу­ляр­ная лите­ра­ту­ра, жур­на­лы и посо­бия, в кото­рых мож­но усмот­реть «отно­ше­ние» к поли­то­ло­гии, — будут изъ­яты из читаль­ных залов вузов­ских биб­лио­тек и запер­ты в спе­ц­хра­нах, доступ в кото­рые мож­но полу­чить толь­ко с раз­ре­ше­ния высо­ко­го начальства.

Так в Узбе­ки­стане уже посту­па­ли и посту­пи­ли с огром­ным пла­стом лите­ра­ту­ры про­шло­го. Из всех биб­лио­тек дав­ным-дав­но изъ­яты и спи­са­ны мно­го­чис­лен­ные тома рус­ских (доре­во­лю­ци­он­ных) и совет­ских авто­ров. Нача­ли с клас­си­ков марк­сиз­ма-лени­низ­ма, про­дол­жи­ли Горь­ким и Андре­евым, а завер­ша­ли издан­ны­ми уже в пост­со­вет­ской Рос­сии Ниц­ше, Фрейдом.

Речь так­же идет и об огром­ном пла­сте миро­вой худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, от кото­рой в Узбе­ки­стане отка­за­лись, пото­му что она была изда­на на рус­ском, а что­бы пере­ве­сти все это на узбек­ский, нуж­ны деся­ти­ле­тия труда.
Это зна­чит, что целые поко­ле­ния узбе­ки­стан­цев ока­за­лись лише­ны воз­мож­но­сти сво­бод­но читать нуж­ные кни­ги по исто­рии, фило­со­фии, худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре и при­клад­ным нау­кам. А те кни­ги и учеб­ни­ки, что им пред­ла­га­ют «по про­грам­ме», так обиль­но сдоб­ре­ны идео­ло­ги­ей, что годят­ся лишь для зуб­рёж­ки перед экза­ме­на­ми, но не для обре­те­ния насто­я­щих знаний.

Сего­дня настал черед поли­то­ло­гии, фак­ти­че­ски объ­яв­лен­ной «лже­на­у­кой». Нау­ку вычерк­ну­ли, про­фес­со­ров уво­ли­ли, кафед­ры закры­ли, книж­ки спря­та­ли в чулан. Остал­ся толь­ко писа­тель Ислам Кари­мов, нетлен­ные тру­ды кото­ро­го изу­ча­ют и в шко­лах, и в лице­ях, и в кол­ле­джах, и в вузах.

Одна из пер­вых книг это­го писа­те­ля назы­ва­лась «Узбе­ки­стан — госу­дар­ство с вели­ким буду­щим». Напи­сал он эти сло­ва два­дцать лет назад, а пом­нить их будут в веках, посколь­ку горь­кая ложь и бес­со­вест­ное лукав­ство, выра­жен­ные в них, явля­ют­ся квинт­эс­сен­ци­ей и вер­ши­ной лицемерия.

Про­па­ган­дист­ские лозун­ги, чем гром­че они и чем боль­ше в них слов о «вели­чии» и «вста­ва­нии», все­гда зву­чат в пери­од уга­са­ний и потря­се­ний, как зна­ки тра­ге­дии и тупи­ка, а вовсе не раз­ви­тия и роста.

На самом деле, к вели­ко­му сожа­ле­нию, ника­ко­го «вели­ко­го буду­ще­го» у Узбе­ки­ста­на нет и не пред­ви­дит­ся. Он не смо­жет «обра­зо­вать­ся» само по себе, пото­му что отсут­ству­ет одно из самых важ­ных его усло­вий — каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние. В том чис­ле и выс­шее. В том чис­ле и политологическое.

…Мне­ние было опуб­ли­ко­ва­но на бло­ге радио­стан­ции «Эхо Моск­вы».

архивные статьи по теме

Серик Медетбеков: «Храпунов – не оппозиционер, а уголовник»

Казахстанское содержание «Панамагейта»: близкие люди

Editor

Боевые сотни Майдана собирают Вече