Вопрос, быть или не быть Евразийскому парламенту, в который войдут представители России, Беларуси и Казахстана, на повестке дня уже не стоит. В сентябре в Москве состоится первое заседание рабочей группы, в котором примут участие казахстанские сенаторы Гани Касымов и Мухтар Алтынбаев. На этой же неделе в Астану прибыла глава Совета Федерации Валентина Матвиенко – обсудить тему создания Евразийского парламента со спикером сената Кайратом Мами.
Автор: Василина ЛАРИНА
Но зачем трем странам единый парламент? С этим вопросом мы обратились к политикам и представителям гражданского общества.
Доинтегрируемся до поглощения!
Президент фонда имени Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан уверен, что создание парламента — один из атрибутов построения единого государства.
-У нас создаются объединенные вооруженные силы, создается единое экономическое пространство, а также идет речь о создании единой валюты. Что еще нужно для создания единого государства? Парламент! Я об этом говорю уже три года. Мне сначала не верили, думали, что будет только Таможенный союз. Но любая экономическая интеграция неизбежно введет к интеграции политической. Если это не прекратить, то мы с Россией будем опять единым государством. Но будет ли этот союз равноправным? Я сомневаюсь, так как на протяжении двух-трех веков у нас такого опыта нет. И даже теория международных отношений говорит: между разновесными партнерами равноправных отношений быть не может в природе.
Правящая элита считает, что таким образом можно построить счастливое будущее, но счастливое будущее можно построить, только будучи самостоятельным государством, уверен Мухтар Тайжан.
-Просто представьте, каким будет парламент по составу, если демографически Россия в десять раз больше Казахстана? Что может Казахстан отстаивать своего? Это очевидно!
Опытом делиться, что ли, будут?!
Председатель общественного объединения «Демос» Тогжан Кизатова тоже считает, что создание парламента трех стран не принесет плюсов Казахстану.
-Непонятно сейчас, для чего нужен Евразийский парламент, если честно. Возможно, для решения вопросов в рамках Таможенного союза. От такого единства я не жду ничего хорошего, так как вы сами знаете, чем эти страны дышат. Успехами в области прав человека эти страны не славятся. Понятно, какими свойствами будет обладать парламент.
ТС — не ЕС
Директор же центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев не видит в идее создания Евразийского парламента ничего страшного. Политолог считает, что этот наднациональный орган не будет обладать какой-то полноценной силой.
-Вряд ли это будет полноценный парламент. Не настолько у нас сейчас интеграция развита, чтобы создавать какие-то общеполитические структуры власти, — считает г‑н Чеботарев. — Со стороны России этот шаг означает, что они хотят избежать вероятных политических катаклизмов. Мне не кажется, что общий парламент будет влиять на законодательные процессы в странах.
Не в экономике дело
Категорически против создания Евразийского парламента президент Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова. Экс-сенатор предположила, что этот парламент будет содержаться за счет налогоплательщиков, но при этом не принесет реальной пользы населению.
-Все три государства придерживаются политики закрытости и непрозрачности. При помощи Евразийского парламента страны ТС смогут выработать единую концепцию законодательных актов в области прав человека, — считает Батталова.
Она напомнила, что и Россия, и Беларусь, и Казахстан в последнее время подвергаются серьезной критике со стороны представителей международных сообществ. И через новый законодательный орган власти будут разрабатывать модели жесткого контроля над политической составляющей.
-К примеру, если одна страна все это (реформы) будет проделывать, то она будет выглядеть «белой вороной». А если будет парламент, то все будет выглядеть иначе, — объяснила Зауреш Батталова истинную цель создания надгосударственного органа трех стран.
Источник: Газета “Голос Республики” №32 (254) от 31 августа 2012 года