Столь жесткое предложение по Узбекистану президент Беларуси Александр Лукашенко высказал в среду на встрече с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ. Но требование «принять меры» не первое, которое звучит со стороны Лукашенко в адрес Узбекистана. Около двух месяцев назад после неформального саммита в Астане Лукашенко уже предупреждал, что если государство не сотрудничает полномасштабно, «оно должно уйти».
По мнению некоторых экспертов, вновь вопрос о членстве Узбекистана вынесен Беларусью на обсуждение по инициативе Кремля. Однако заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин уверен, что в данном случае Лукашенко действует по собственной инициативе, а не как уполномоченный Москвы. Политолог считает, чтобы выгнать Узбекистан из ОДКБ, понадобится много времени и усилий, а это никому сейчас не нужно.
«Высказывания в сторону Узбекистана — это риторика, — сказал Андрей Грозин. — В Москве далеко не все уверены, что Узбекистан надо гнать из ОДКБ. Большее количество людей, которые принимают политические решения, как раз придерживаются противоположного взгляда».
Мнение Андрея Грозина разделяют и другие аналитики. Так, эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что другим странам не столько хлопотно выгонять Узбекистан из ОДКБ, сколько не выгодно по политическим и экономическим причинам.
«Узбекистан — одно из самых значимых государств в Центральной Азии с самым большим по численности населением, государство, обладающее высоколиквидными природными ресурсами (золотом, природным газом, нефтью), — отметил Аждар Куртов. — Наказывать Узбекистан не выгодно, так как это неизбежно приведет к охлаждению отношений не только по линии военного сотрудничества, но и по линии экономики. А на это вряд ли пойдут Казахстан или Россия, поскольку у них есть серьезные завязки в транспортировке углеводородов. Разрыв этих отношений им дорого обойдется».
Но почему же Лукашенко, понимая, что Узбекистан так важен, продолжает настаивать на своем? Столь активная позиция белорусского лидера очень просто объясняется, считает Аждар Куртов. «С одной стороны, Александр Лукашенко пытается повысить свой авторитет на международной арене, а с другой — он пытается “затушевать” вопрос о своем поведении, — сказал Аждар Куртов. — Не секрет, что несколько лет назад позиция белорусского руководства мало чем отличалась от позиции Узбекистана. Беларусь тоже выступала против коллективных сил оперативного реагирования, и Лукашенко неоднократно заявлял, что ни один белорусский военнослужащий никогда не прольет кровь в конфликтах за пределами Беларуси. Но сейчас конъюнктура поменялась, в Беларуси финансовый кризис. И это обстоятельство вынудило Александра Григорьевича поменять позиции».
В то же время заявлениям белорусского лидера не откажешь в логике, считает эксперт. Каждая организация, которая претендует на интеграцию усилий в международной политике, должна придерживаться четких правил поведения
Военная сфера в принципе требует единоначалия. «Нельзя допускать ситуации, которая была во времена раннего Средневековья, — считает Аждар Куртов. — Когда в страну вторгались враги, правитель скликал помимо собственной дружины еще и войска своих вассалов. Эти вассалы прибывали на поле боя, занимали свои места, но не подчинялись общему порядку, а в переломный момент битвы уводили свои отряды, фактически дезертировали. Поведение Узбекистана напоминает такую ситуацию. Эта страна хочет и одновременно присутствовать в ОДКБ, и в то же время оставлять за собой максимальную свободу. Но в таком случае об эффективном сотрудничестве в оборонной сфере не может быть и речи».
Политолог отметил, что Узбекистан и раньше проводил весьма своеобразную политику в рамках ОДКБ. В
«Политическое руководство Узбекистана, как и руководство Казахстана, пытается лавировать, проводя так называемую многовекторную политику, — сказал Аждар Куртов. — Просто лавирует Узбекистан гораздо более резче, грубее, циничнее, чем это делает казахстанское руководство».
Когда в 2005 году произошли трагические события в Андижане, мятеж и его жесткое подавление с резким осуждением мировым сообществом действий узбекских властей, Узбекистан решил в очередной раз поменять свою политику. И в 2006 году он вернулся в состав ОДКБ. Сейчас, вероятно, настал новый этап лавирования, когда, получив желаемую помощь со стороны стран ОДКБ и в значительной степени сгладив ту критику, которая раздавалась в адрес политического режима, узбекское руководство решило, что нужно «прислоняться к
Впрочем, по мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова, Лукашенко в последнее время пытается серьезно укрепить военную составляющую интеграции. Это связано с попытками Минска гарантировать безопасность на собственных границах, особенно в контексте усиливающейся политической нестабильности в регионе. Соответственно, одной из инициатив как раз и является активизация
«Очевидно, что, пока ситуация с Узбекистаном не ясна, говорить о серьезных интеграционных процессах в этом направлении достаточно сложно, и Лукашенко приходится ее форсировать, — сказал Дмитрий Абзалов. — Сомневаюсь, что в ближайшее время есть объективная возможность выгнать Узбекистан из ОДКБ. Очевидно, что на республику, скорее всего, активно давят с целью форсировать решение по активизации его участия в этой организации».
В противном случае, по мнению политолога, интеграция застопорится у всех, что серьезно усложнит деятельность организации. Если же информационное давление ничего не решит в течение месяцев трех, то вопрос будет поставлен ребром: с вещами на выход. Впрочем, альтернатив, к кому мог бы присоединиться Узбекистан вместо ОДКБ, не так много, поэтому он, скорее всего, попытается выторговать себе сохранение статуса члена организации, но на менее жестких условиях.