- Андрей Валентинович, противостояние в Жанаозене продолжается, по некоторой информации, в городе силовики проводят зачистки. Как вы оцениваете ситуацию?
- Власть зашла очень далеко. Расстрел — это форма устрашения. После подобных шагов, очевидно, власть рассчитывает, что забастовочная активность сойдет на нет.
- А если этого не случится?
- Тогда власть окажется перед развилкой: что делать? Либо продолжать стрелять, подавлять, разгонять, либо сделать финт ушами и пойти по другому сценарию: попытаться договориться, решить этот вопрос так, как и надо было решать изначально: создавать комиссию и договариваться с нефтяниками.
Я думаю, что логичнее, целесообразнее власти было бы договориться. Это проще. Это хоть немного подправит имиджевые потери и для президента, и для партии власти. Это с точки зрения логики.
- Как вы расцениваете заявление главы МВД Казахстана о том, что он отдаст приказ стрелять, если события, подобные жанаозенским, произойдут еще
- Похоже, у власти нет единого алгоритма. Судя по тому, что транслирует Ертысбаев, у меня складывается такое ощущение, что в Акорде нет четкого понимания того, как себя вести. Отсюда и такие взаимопротиворечащие друг другу заявления. С одной стороны, говорится, что не надо валить в кучу трудовой конфликт и гражданские беспорядки, что это явления разного порядка. То есть не одно проистекает из другого, а существуют в параллельных реальностях. Во всяком случае, я так понял господина Ертысбаева, который нелестно и очень неудачно отозвался о переселенцах. Но, думаю, что он сделал это не потому, что у него не хватает врожденного чувства такта, а, скорее, просто из желания акцентировать внимание на вопросе участия оралманов.
А вот то, что говорит министр внутренних дел, — это как раз отражение другой тенденции. Здесь, скорее всего, налицо проявление различных подходов разных казахских элитариев к тому, что и кому надо делать на западе страны — стрелять или договариваться.
- Между тем родственники задержанных во время протестов заявляют о пытках. Возможна ли на волне народного недовольства очередная вспышка народного гнева в Жанаозене?
- Сейчас ничего нельзя исключать, потому что
Но если власть будет давить, появятся фактические данные о применении пыток, если опять начнутся расстрелы, то ситуация может выйти
- Почему?
- Люди убедятся в том, что власть абсолютно не настроена на учет их мнения, и иллюзии о возможности диалога с властью на западе Казахстана будут рассеяны окончательно и бесповоротно. А при таком раскладе, если власть сожжет все мосты на пути к диалогу, что остается? Только сопротивление. Против этой версии работает, впрочем, время года. К тому же, в отличие от штатных «контуров» (сайт «Контур» — ред.) и иных подобных изданий, мгновенно заметивших за произошедшим и руку ЦРУ, и олигархов, я увидел достаточно неорганизованное и спонтанное проявление социального недовольства. Это с одной стороны.
А с другой — безголовые политики местной и центральной власти, отреагировавшей совершенно импульсивно и не раздумывая о последствиях.
То есть не было в Жанаозене некой хитрой сценарной разработки подорвать единство в рамках Евразийского союза или подложить бомбу под стабильность суверенного и процветающего Казахстана. Я согласен здесь с Аждаром Куртовым, что это — проявление того, что то вранье, которое строилось вокруг республики 20 лет, святая вера властей в то, что пиар побеждает все, в конечном итоге разбилось о правду жизни. Никаким пиаром невозможно решить трудовые конфликты, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в акции гражданского неповиновения.
- Однако в СМИ неустанно появляются некие сценарии заговора…
- Я вообще с большой долей скепсиса отношусь к конспирологическим версиям. Но даже если предположить на минуту, что внешние силы были (мне, кстати, из Штатов вчера подкинули идею о том, что это Россия приложила руку), тогда, следуя формальной логике, стабильность и прочность режима оказалась настолько эфемерной, что
- А как вы расцениваете версию о том, что это был заговор
- Версия, что ноги у всего произошедшего растут не
На самом деле, повторюсь, я уверен, что это — запущенный
- Однако теперь народ Казахстана пугают возможностью «цветной революции», «арабской весны»…
- Теоретически это возможно, но не при этом президенте. А вот в период междуцарствия, при
Но есть еще один момент. Власть Казахстана поверила собственной пропаганде, тем статьям, которые заказывала у российских пиарщиков и западных журналистов, и решила, что застрахована от подобного рода событий. Отсюда это словоизвержение, которое идет со стороны Ертысбаева. Налицо то, что называется когнитивным диссонансом: они поверили, что в стране все просто зашибись, а на самом деле оказалось, что нет. Отсюда и нескоординированность действий, отсутствие единой стратегии, как действовать дальше.
Отсюда и следующий вывод: если нет единого понимания процессов, происходящих как на западе страны, так и во всем Казахстане, если нет единой стратегии по транзиту власти, а ее,
Другое дело, всякая аналогия, как говорил Козьма Прутков, хромает. Поэтому напрямую говорить, что в Казахстане может быть как в Ливии или как в Египте, нельзя. Будет свой вариант со своей национальной спецификой. Но исключать этого варианта полностью нельзя.
- Но другим постсоветским государствам удалось ведь пережить более или менее спокойно смену власти. Почему в Казахстане это время у экспертов вызывает опасения?
- Да, Туркменистану удалось пройти период междуцарствия почти без жертв. А в Казахстане в силу массы обстоятельств, субъективных и объективных, так гладенько не получится. Как раз то, что произошло и происходит сейчас на западе, — это еще один фактор, указывающий на то, что гладенько, как в Туркменистане, не выйдет.
К тому же есть еще внешнеполитический контекст. Казахстан
Кроме того, есть еще китайские, американские, европейские интересы. Никому не нужна революция в Казахстане. Отсюда и эта вялая реакция, которую демонстрируют те же европейцы. Я был поражен, данные о происходящем в Жанаозене появились на «Евроньюсе» только в субботу после обеда. Это достаточно показательный факт того, что бизнес
- Если эту ситуацию соотнести с выборами, предполагают, что нынешние события поставят под вопрос как подготовку Назарбаевым преемника, как и переход от президентской вертикали к
- Я думаю, на выборах события в Жанаозене скажутся не критично.
Поэтому для подавляющего большинства избирателей, настроенных достаточно консервативно, на их выбор, скорее всего, не повлияет ситуация, наоборот, власть может обыграть тему Западного Казахстана в своих целях. Показать избирателям: посмотрите, власть продемонстрировала твердую руку. А если бы мы этого не сделали… И дальше пойдет нарезка кадров
А на процессе передачи власти — вероятно, да. Потому что по большому счету надо будет, пусть не для публичного побивания камнями, но для ясности внутри правящего класса, найти виноватых в произошедшем. Я не представляю себе ситуацию, когда Назарбаев делает вид, что ничего не случилось и жизнь продолжается как прежде после того, что было.
То есть поступить так, как поступили в свое время с
- Кого могут назначить ответственным?
- Трудно сказать. Но я бы сейчас не слишком завидовал,
Возможно, понизились в
То же самое касается и Аслана Мусина.
- Эксперты предполагают, что Назарбаев непременно использует эту ситуацию, чтобы закрутить гайки перед выборами. В ход пойдут и аргументы о вынужденной антитеррористической блокировке интернета, под шумок прижмут, вернее, дожмут оппозицию. Как вам видятся политические и экономические последствия событий в Жанаозене?
- Я не думаю, что существовала у власти именно сейчас острая необходимость в этом. Другое дело, что событие можно использовать с политтехнологической точки зрения. Понятно, что будет крепчать пропаганда внутри страны. Потому что надо исправлять подпорченный имидж. Очевидно, что люди, которые уже
Другое дело, что этот пузырь, равно как и тот пузырь в строительном бизнесе, который лопнул и привел к кризису в 2007 году, как ни накачивай, как было уже не получится.
А внутри страны, помимо пропаганды, оппозицию попытаются еще больше прижать к ногтю, но
Read More:
Кого назначат виновным?