16 C
Астана
19 апреля, 2024
Image default

Кого Назарбаев назвал джунгарами?

Глав­ный офи­ци­оз стра­ны «Казах­стан­ская прав­да» опуб­ли­ко­ва­ла ста­тью Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва под назва­ни­ем «Вопло­ще­ние меч­ты Абы­лая». И хотя я не раз­де­ляю вос­тор­гов про­власт­ных ком­мен­та­то­ров по ее пово­ду, лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние дей­стви­тель­но вышло неординарное. 

Ста­тья эта дей­стви­тель­но выде­ля­ет­ся из обще­го ряда тру­дов казах­стан­ско­го «лиде­ра нации». Не сек­рет, что еще со вре­мен СССР Нур­сул­тан Аби­ше­вич если и пишет что-то, то не столь­ко сам, сколь­ко бла­го­да­ря спи­чрай­те­рам, все­воз­мож­ным помощ­ни­кам и совет­ни­кам, кото­рые высту­па­ют в каче­стве лите­ра­тур­ных «негров». И зача­стую про­сто ста­вит свою под­пись под тем или иным трудом.

Но это, похо­же, тот самый слу­чай, когда елба­сы, несо­мнен­но, был авто­ром, если не самой ста­тьи, то ее идеи. Пото­му что послед­няя в про­па­ган­дист­ском плане полу­чи­лась бога­той. Гово­рю об этом безо вся­кой иронии.

Дело в том, что все преды­ду­щие попыт­ки воз­ве­ли­чить пер­во­го пре­зи­ден­та Казах­ста­на, сде­лать из него полу­бо­га или героя, даро­ван­но­го казах­стан­цем самой Исто­ри­ей, кото­рый спас нас всех после раз­ва­ла СССР, создал суве­рен­ное и неза­ви­си­мое госу­дар­ство, ука­зал путь к сча­стью и повел сограж­дан по нему к буду­ще­му все­об­ще­му про­цве­та­нию, про­ва­ли­лась на 200%.

В первую оче­редь по той про­стой при­чине, что для фор­ми­ро­ва­ния мифа, а вели­чие и исклю­чи­тель­ность Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва  — это миф, нуж­но, во-пер­вых, вре­мя, во-вто­рых, что­бы содер­жа­ние мифа не про­ти­во­ре­чи­ло лич­но­му жиз­нен­но­му опы­ту зна­чи­тель­ных масс насе­ле­ния, в‑третьих, исполь­зо­ва­ние самых про­стых и понят­ных дово­дов и аргу­мен­тов,  под­твер­жда­ю­щих глав­ную идею мифа.

Все это не было соблю­де­но, в резуль­та­те чего сего­дняш­няя про­власт­ная про­па­ган­да по сво­е­му каче­ствен­но­му уров­ню и эффек­тив­но­сти воз­дей­ствия на граж­дан соот­вет­ству­ет послед­ним годам совет­ской вла­сти, то есть име­ет зна­че­ние не про­сто близ­кое к нулю, а, пожа­луй,  даже минусовое.

На этом печаль­ном фоне попыт­ка елба­сы встать на пле­чи Абы­лай-хана, как бы пере­ки­нуть мостик меж­ду ним и собой, это удач­ная наход­ка. Хотя бы пото­му, что пере­пи­сать и при­укра­сить про­шлое намно­го лег­че, чем создать и реа­ли­зо­вать что-то новое. Не удив­люсь, если когда-нибудь выяс­нит­ся, что ини­ци­а­ти­вы гос­сек­ре­та­ря РК по изу­че­нию казах­стан­ской исто­рии и наве­де­нию там поряд­ка ини­ци­и­ро­вал сам Назарбаев.

А теперь поз­во­лим себе про­сле­дить логи­ку авто­ра ста­тьи «Вопло­ще­ние меч­ты Абы­лая». Нур­сул­тан Аби­ше­вич начал с заяв­ле­ния: «Бла­го­склон­ная судь­ба не раз ода­ри­ва­ла казах­ский народ вели­ки­ми лич­но­стя­ми: хана­ми, ста­но­вив­ши­ми­ся опо­рой нации, баты­ра­ми, само­от­вер­жен­но защи­щав­ши­ми народ, и бия­ми, бли­став­ши­ми сво­ей муд­ро­стью». То есть создал ряд, к кото­ро­му собрал­ся при­со­еди­нить­ся сам.

Точ­кой опо­ры для себя елба­сы выбрал дру­го­го пра­ви­те­ля казах­стан­ской сте­пи. Цити­ру­ем: «Сре­ди них воз­вы­ша­ет­ся одна из вели­чай­ших фигур — Абы­лай-хан, 300-летие кото­ро­го отме­ча­ет­ся в нынеш­нем году».

Вот как его оха­рак­те­ри­зо­вал гла­ва наше­го госу­дар­ства:  «Абы­лай все­гда отли­чал­ся харак­те­ром взве­шен­но­го поли­ти­ка, гар­мо­нич­но соче­та­ю­ще­го муже­ство и разум. Имен­но бла­го­да­ря это­му в труд­ные и суро­вые вре­ме­на, вооду­ше­вив народ и собрав его под еди­ным зна­ме­нем, он смог спа­сти казах­ское госу­дар­ство от исчез­но­ве­ния. Меч­тая о свет­лом буду­щем сво­е­го наро­да, он смог с честью взять на себя воз­ло­жен­ную вре­ме­нем вели­кую ответ­ствен­ность и испол­нить свой сынов­ний долг перед страной».

Согла­си­тесь, чет­ко виден ряд аргу­мен­тов, кото­рый в буду­щем будут исполь­зо­вать­ся про­власт­ной про­па­ган­дой, что­бы про­ве­сти парал­ле­ли меж­ду казах­ским ханом, родив­шим­ся 300 лет назад, и елбасы.

Далее Нур­сул­тан Аби­ше­вич при­ме­нил хит­рый лите­ра­тур­но-поли­ти­че­ский при­ем — рас­ска­зал прит­чу, яко­бы свя­зан­ную с меч­той Абы­лая. Посколь­ку мы не исто­ри­ки и не спе­ци­а­ли­сты в обла­сти казах­ско­го фольк­ло­ра, то нам оста­ет­ся толь­ко верить, что эта прит­ча роди­лась не на днях.

Вот она: «Одна­жды Бухар-жырау спро­сил Абы­лая в послед­ние дни его жиз­ни: «Хан, о чем Вы меч­та­е­те?» На что полу­чил ответ: «У меня есть три меч­ты. Пер­вая — хотел бы, что­бы над моим госу­дар­ством было мир­ное небо. Мно­го кро­ви было про­ли­то за все вре­мя. Вто­рая — народ не смог в пол­ной мере исполь­зо­вать свои зем­ли, не постро­ил город. Тре­тья — я не смог объ­еди­нить страну».

Нет ника­ких сомне­ний, что в рам­ках празд­но­ва­ния 300-лети­яА­бы­лай-хана жела­ю­щие похло­пать Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва по голе­ни­щу, вос­ку­рить ему фими­ам и воз­ло­жить на его чело лав­ро­вый венок, обя­за­тель­но вспом­нят, что елба­сы не толь­ко смог обес­пе­чить, как его пред­ше­ствен­ник, мир­ное небо над Казах­ста­ном, но и постро­ил город, назва­ние кото­ро­му Аста­на, и объ­еди­нил страну.

Так что, рас­хва­ли­вая на стра­ни­цах «Казах­стан­ской прав­ды» Абы­лай-хана, гла­ва госу­дар­ства фак­ти­че­ски бро­сал в про­шлое кра­си­вые сло­ва, кото­рые долж­ны в ско­ром вре­ме­ни вер­нуть­ся к нему отту­да и в ито­ге  создать и закре­пить в обще­ствен­ном созда­нии миф о пер­востро­и­те­ле казах­стан­ской госу­дар­ствен­но­сти Нур­сул­тане Аби­ше­ви­че Назарбаеве.

Для каза­хов, осо­бен­но из села или недав­но пере­ехав­ших в горо­да, ока­зав­ших­ся из-за незна­ния рус­ско­го язы­ка и/или отсут­ствия про­фес­сии некон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми эко­но­ми­че­ски на сво­ей соб­ствен­ной зем­ле, подоб­ные обра­ще­ния к исто­ри­че­ско­му про­шло­му не толь­ко баль­зам на душу и серд­це, но и дока­за­тель­ство того, что  имен­но они хозя­е­ва этой страны.

Мы не будем зло­упо­треб­лять вре­ме­нем и вни­ма­ни­ем чита­те­лей, поэто­му реко­мен­ду­ем про­чи­тать ста­тью в «Казах­стан­ской прав­де» два­жды: один раз в ори­ги­на­ле, вто­рой — заме­нив Абы­лай-хана на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Тогда как два­жды два ста­нет понят­но, зачем и поче­му елба­сы сни­зо­шел до лич­но­го напи­са­ния статьи.

Един­ствен­ный вопрос, на кото­рый мы не можем дать отве­та — кого под­ра­зу­ме­ва­ет «лидер нации» под совре­мен­ны­ми джун­га­ра­ми? Неуже­ли при­шель­цев с севе­ра? Если это так, то, похо­же,  гла­ва казах­стан­ско­го госу­дар­ства не толь­ко нашел спо­соб, встав на пле­чи Абы­лай-хана и пере­ки­нув мостик меж­ду родив­шим­ся 300 лет назад ханом и собой, создать рабо­то­спо­соб­ный миф о себе люби­мом, но и най­ти точ­ку опо­ры для сопро­тив­ле­ния Москве.

 

Читать ори­ги­нал статьи: 

Кого Назар­ба­ев назвал джунгарами?

архивные статьи по теме

Бывший зять Назарбаева найден мертвым в австрийском СИЗО

В гостях у партий: от «Выгоните их, пожалуйста» до «Убирайся!»

Editor

Кого слушает «слушающая» власть: граждан или тех, кого она боится?

Editor