Автор: Назира ДАРИМБЕТ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ 14.04.2011
Беседа в дискуссионном клубе началась с вопросов о новой книге гостя, в которой опубликованы дневниковые записи, ранее не предназначавшиеся для широкой публики, которые автор и не думал печатать.
- Вы написали эту книгу в 70‑е годы, будучи совсем молодым, вам не было и 30 лет, времена были застойные, все мы знаем об этом. А сейчас какое время? — задал вопрос модератор клуба Нурлан Еримбетов.
- Да, были времена, мы писали книги, эти книги сжигали… К примеру, здесь сейчас сидит Асия Мухамбетова, она автор книги «Эстетика кочевья», и эта книга была сожжена по решению бюро ЦК Компартии Казахстана, потому что все знали, это жастулпаровцы, и здесь даже не было попытки редактуры, — неспешно начал Мурат Мухтарович, переносясь в наши дни. — Понимаете, тоталитаризм ведь не событие ушедших дней, и он невероятно живуч, и сейчас мы можем незаметно въехать в новую пору тоталитаризма, который может оказаться еще более изощренным. Самое страшное, что тоталитаризм достигает своих конечных целей, превращая человека в механизм единой системы. Это явление очень эффективно достигает своих целей, и иногда с ужасом видишь, что даже природа, оказывается, подмята силой тоталитаризма. И в такие моменты человек уходит в себя, в книги.
- Ну а кто будет тогда строить настоящую жизнь, если мы все уйдем себя, как вы пишете в своих дневниках? — перебил гостя Нурлан Еримбетов.
- Я не исключаю наступления неототалитарных времен в нашем государстве, потому что оно вписано в очень сложные современные контексты. Как в условиях долгой зимы выживать простому человеку со своими небольшими возможностями… — невозмутимо продолжал говорить Мурат Ауэзов. — Современное сознание в целом тоталитаризовано, тоталитаризм успел внедриться в наше сознание, и оно становится управляемым и малодушным. Оглянитесь, что происходит в Шаныраке, как живут люди, сходите на базар. Посмотрите правде в глаза, ведь проблема не в том, что этой правды нет, а в том, что есть осознанная незрячесть. Нужно называть вещи своими именами.
В это время из динамиков исчез звук. Сотрудник клуба стал исправлять ситуацию, поправляя микрофон на лацкане пиджака спикера.
- Вот так всегда, как начинаешь говорить про наше государство, — пошутил гость.
- «Ак орду» включаем, чтобы там тоже слышали, — парировал Нурлан Еримбетов.
Модератор клуба, пытаясь в своем духе — через резкие, конкретные вопросы — вывести собеседника на чистую воду, спросил:
- Чем мы можем похвастать за 20 лет независимости, к примеру, в области культуры?
Однако присутствующим уже стало понятно, что гость клуба — крепкий орешек и явно не по зубам даже ведущему «АйтPARK’а».
- Мне очень нравилась и нравится программа «Культурное наследие», не из-за того, что она государственная, мы сами писали концепцию этого документа — пояснил Мурат Мухтарович. — И многое было сделано с тех времен, я думаю, в плане преодоления фрагментарного видения истории, когда нас учили: это помнить, а это забыть. Почему с 30‑х годов до Смагула Елубая (казахский писатель — авт.) не было ни одного художественного произведения? Мы жили на литературе, на которой можно ставить крест. Если говорить о наших днях, то и сейчас есть имена. К примеру, Иран Гайып, замечательный поэт. Появились новаторы в кино. Возможно, если я озвучу их имена, меня могут обвинить в дурном вкусе. Вот мне очень понравился фильм «Келин» Ермека Турсунова.
Отвечая на вопрос «Республики» на китайскую тему, общественный деятель назвал ее дежурной и посетовал, что журналисты довольно поверхностно относятся к этой проблеме.
- Тема Китая вначале была неожиданной, потом высвечивалась как острая и проблемная, но в последнее время она как затертая монета. Все об этом говорят и пишут. Причем без попыток углубиться в проблему. Во многих публикациях я постоянно говорю, что, да, проблема есть. Где, в частности, говорилось о том, что Китай, имеющий 1600 км границы с Казахстаном, очень умело решает свои фундаментальные задачи, в том числе проблему жизненного пространства. Это все происходило публично, но я никогда не обращался официально ни к президенту, ни в МИД. Например, мне сегодня напомнили о моей полемике с Касым-Жомартом Токаевым по поводу трансграничных рек. Но это не дело одиночек, нам нужен институт китаеведения, — сказал Мурат Ауэзов, сделав при этом прозрачные намеки. — Когда-то я говорил о временщиковости и о том, что время временщиков тянется 20—30 лет. К сожалению, психология временщиков не ориентирована серьезно на будущее, их мало интересует, что будет завтра.
К середине встречи в зале появился известный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, который вызвал небольшой переполох и заметное оживление среди журналистов. Оказалось, автор «АЗиЯ» пришел поздравить друга и коллегу с выходом новой книги. Демонстративно пожав руку и получив один экземпляр «Дневников», поэт также внезапно ушел, как и появился.
Кстати, книга культуролога, которая стала формальным поводом для встречи, вышла в одной из алматинских типографий скромным тиражом в 500 экземпляров. По финансовым расходам, как выразился сам автор, «она ему ничего не стоила». А на купон в пять тысяч тенге, который по традиции вручается гостям «АйтPARK’а», Мурат Ауэзов почему-то пообещал купить 10 экземпляров своего нового труда.
Источник: www.stan-ca.info,
получено с помощью rss-farm.ru