Скандал с Панамскими документами помог создать «эффект снежного кома» международной осведомленности о том, как анонимные корпоративные средства могут способствовать уклонению от уплаты налогов, коррупции и преступности, говорят адвокаты.
Печально известная налоговая гавань в самом сердце Европы и две из крупнейших экономик Африки заставят компании объявлять своих владельцев, присоединяясь к растущему списку стран, реагирующих на общественное давление по поводу преступности и уклонения от уплаты налогов с помощью анонимных корпоративных механизмов.
Кипр, Гана и Кения завершили создание так называемых «реестров бенефициарного владения», согласно которым местные компании должны декларировать владельцев в национальных органах власти. Правоохранительные органы, активисты прозрачности и налоговые инспекторы давно осознали ценность такого раскрытия информации в сдерживании преступников и коррумпированных чиновников.
Частично спровоцированные скандалами, такими как расследование Международного консорциума журналистов-расследователей в 2016 году Panama Papers , все больше и больше стран принимают законы для создания таких реестров или сигнализируют о своем намерении сделать это.
Согласно обзору , проведенному Сетью налогового правосудия за 2020 год, прогресс был «значительным» . По состоянию на февраль 2020 года 81 страна одобрила законы, требующие регистрации информации о собственности в национальных правительствах, что более чем вдвое превышает количество, которое было два года назад.
В январе Конгресс США принял Закон о корпоративной прозрачности , который требует от владельцев компаний указывать себя в Министерстве финансов. Американские компании, особенно компании с ограниченной ответственностью, имеют долгую историю злоупотреблений со стороны мошенников и иностранных клептократов.
«Такие публикации, как Panama Papers или Paradise Papers, пробудили международную осведомленность о том, как люди используют преимущества и даже злоупотребляют возможностями уклонения от уплаты налогов или мошенничества через сложные сети офшорных юридических структур, но очень непрозрачные», — сказал Идрисс Линге, финансовый директор Камеруна журналист и исследователь. «Тот факт, что дебаты носят международный характер, создает эффект снежного кома».
В прошлом месяце Кипр объявил о планах ввести свой реестр владельцев, что является требованием членства средиземноморского острова в Европейском союзе.
Этот шаг был тепло встречен активистами антикоррупционной кампании, особенно в России и других странах бывшего Советского Союза. Кипр долгое время был излюбленным местом для российских денег — грязных и чистых — благодаря щедрому налоговому соглашению между странами и слабым кипрским законам и их правоприменению. В 2019 году глобальный надзорный орган по борьбе с отмыванием денег, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отчитал Кипр за «серьезные недостатки», включая плохую репутацию в отслеживании преступных доходов, полученных за пределами острова. В докладе говорится, что власти не отслеживали и не замораживали коррумпированные иностранные деньги.
В рамках расследования ICIJ Panama Papers журналисты раскрыли, как Кипр играл центральную роль в подозрительных денежных движениях, связанных с другом президента России Владимира Путина.
«Я считаю, что это деликатно», — сообщил коллегам по электронной почте адвокат из Панамы Юрген Моссак о сделке на 103 миллиона долларов, которая прошла через Кипр. Моссак был соучредителем юридической фирмы Mossack Fonseca, утечка файлов которой легла в основу расследования Panama Papers. Он был обеспокоен тем, что «мы могли наблюдать платежи сомнительного происхождения и назначения», говорится в электронном письме.
Эксперты сообщили агентству Рейтер в январе, что новый реестр может побудить владельцев компаний покинуть Кипр и создавать компании в странах, в которых нет требований к отчетности о праве собственности.
Однако содержание реестра не будет общедоступным, что расстроит защитников, которые утверждают, что общедоступная информация помогает банкам, исследователям, политикам и журналистам.
В Гане в начале этого месяца официальные лица завершили регистрацию собственности. Согласно новым правилам в западноафриканской стране, каждая компания должна предоставить генеральному регистратору подтвержденные данные о каждом человеке, стоящем за каждой компанией.
«После выпуска Панамских документов и глобальных усилий по решению проблем, связанных с противодействием коррупции и уклонению от уплаты налогов, правительство Ганы оказалось под давлением, чтобы принять меры по раскрытию информации о бенефициарном праве», — заявила генеральный регистратор Джемима Овар, объясняя побудительный мотив. закон.
Согласно анализу Global Financial Integrity, богатая золотом, нефтью, древесиной и другими природными ресурсами, Гана ежегодно теряет более 1 миллиарда долларов в результате теневых торговых сделок.
«Реестр бенефициарных собственников имеет большое значение, потому что он может раскрыть взаимосвязанные отношения между коммерческими организациями и их акционерами, тем самым уменьшая непрозрачность и, скорее, обеспечивая прозрачность», — сказал ICIJ налоговый поверенный из Аккры Абдалла Али-Накиеа. «Как только потоки денежных средств можно будет отследить и отследить, незаконные финансовые потоки будут сокращены, если не устранены полностью».
На другой стороне континента государственные и частные компании в Кении должны до июля предоставить подробную информацию о людях, которым принадлежит более 10% компаний, зарегистрированных на местном уровне. Подробная информация будет передана в налоговую инспекцию Кении и другие правительственные ведомства, чтобы помочь отслеживать незаконное богатство. Парламент Кении также направил в налоговую инспекцию страны , чтобы нанять более 2000 новых сотрудников , чтобы разыскать налоговых читов, по новостным сообщениям .
Фрэнсис Кайру, юрист и исследователь незаконных финансовых потоков из Найроби, сказал ICIJ, что новый реестр Кении поможет налоговой службе страны и агентству по возврату активов «отслеживать основных игроков, стоящих за компаниями, которые участвуют в агрессивных схемах ухода от налогов». По его словам, реестр также поможет связать людей, подозреваемых в преступлениях, с активами, приобретенными через анонимные компании с ограниченной ответственностью.
Реестр Кении, как и реестр на Кипре и в Гане, не будет обнародован, несмотря на давление со стороны сторонников прозрачности.
В целом, по словам Кайру, «регистры создают среду большей прозрачности и подавляют непрозрачность». В случае с Кенией Кайру сказал: «Я думаю, что в долгосрочной перспективе это станет серьезным препятствием для использования зарегистрированных в Кении корпораций для уклонения от уплаты налогов, сокрытия незаконного богатства и отмывания денег».
На прошлой неделе Канада дала понять, что она может присоединиться к клубу, выпустив долгожданный отчет о возможности централизованного и общедоступного реестра.
Пробела в канадских законах позволяют легко создавать подставные компании и идентичности владельцев скрыть, согласно строке из отчетов , что придуман термин „снежная стирку“ , чтобы описать сочетание прохладной погоды Канады и ее слабый подход к остановке отмывания денег.
Transparency International приветствовала отчет правительства, но выразила обеспокоенность тем, что опасения по поводу того, какие данные станут достоянием общественности, «слишком осторожны и ставят под угрозу шансы Канады сдерживать грязные деньги».
Источник: https://www.icij.org/