В Астане во вторник принят кодекс этики журналиста. По сути, внутрицеховой документ разрабатывался и обсуждался самим медийным сообществом. Правда, вошли в это сообщество лишь избранные.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Стоит напомнить, что идея о принятии этического кодекса журналистов, хоть озвучивалась достаточно давно, начала реализоваться в последний год — после того как президент страны Нурсултан Назарбаев дал категорическое поручение «принять». Тогда-то все дружно начали разрабатывать и обсуждать кодекс.
Принимали документ на совместном заседании правления Союза журналистов и Клуба главных редакторов. Приглашены на это мероприятие оказались далеко не все. К примеру, корреспондентов газеты «Голос Республики» и ряда других независимых СМИ на него не позвали. Кстати, предвидя возможные заявления, мол, все было открыто, сразу уточним: это не так. Заседание проходило в здании нового медиацентра, куда просто так, «с улицы», не зайдешь: медиацентр — объект режимный, и вход туда строго по пропускам.
Впрочем, участников обсуждения отсутствие коллег из независимых изданий совершенно не смутило. Глава Союза журналистов Сейтказы Матаев, открывая заседание, подчеркнул, что давления со стороны властей при разработке кодекса не было, а предложения медийного сообщества авторы документа постарались максимально учесть.
- Я считаю, что кодекс — этический ориентир, — заявил он. — Будем считать, документ такого гуманитарного характера не имеет прямого действия… Честно говоря, никакого давления со стороны властей не было по этому документу. Это наш документ, и в первую очередь, конечно, я хочу открыто сказать: мы долгое время работаем в журналистике, естественно, этот кодекс, в принципе, он находится в наших сердцах. Есть какие-то неписаные правила журналистики, которые они всегда присутствуют у нас. Поэтому есть какие-то положения, которые, считаю, написаны кровью. Я в первую очередь считаю, что этот документ, в принципе, предназначен для молодых журналистов, начинающих нашу профессию. Он должен быть тоже каким-то морально-этическим ориентиром.
«Внутренне-молодежная» ориентация кодекса не помешала с большой помпой презентовать его на международном уровне. Президент Клуба главных редакторов Кенжеболат Жолдыбаев рассказал, что и российские коллеги-журналисты приветствовали принятие кодекса, и даже представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дуня Миятович «буквально вчера» «очень живо поинтересовалась этим вопросом и, в принципе, поддержала нашу идею».
- Единственное ее пожелание было, чтобы кодекс не остался на бумаге, а начал бы работать на благо СМИ. Я думаю, мы в этом вопросе были с ней едины, поблагодарили друг друга. И считаю, что мы сегодня с вами также исполним ее пожелание, чтобы мы приняли этот кодекс, — сказал г‑н Жолдыбаев.
Заместитель председателя правления АО «Казахстанская правда» Александр Тараков напомнил собравшимся, что наука под названием «журналистская этика» существует с середины XX века, предметом же ее изучения является профессиональная мораль. С этой самой моралью у казахстанских журналистов, похоже, дела обстоят не слишком хорошо:
- Во многих западных странах такие кодексы уже давно приняты, и есть не только в индивидуальном порядке принятые хартии, но и такие документы, к которым подключились по нескольку стран. И только непонятно, мы уже 10 лет ломаем копья, разрушая еще не воздвигнутую Трою.
Г‑н Тараков призвал всех к решительности — иначе «у наших читателей, слушателей и зрителей может сложиться такое впечатление, что журналисты Казахстана несолидарны, как-то разъединены, у них нет общих целей». И кодекс явно должен выступить в качестве доказательства обратного: едины, солидарны и цель одна. Вот только какая? На этот вопрос г‑н Тараков предпочел не отвечать.
Зато не преминул подчеркнуть, что отношение к этому кодексу — исключительно «на совести журналиста», и принуждать к исполнению кодекса просто недопустимо.
- В одной из соседних стран, к примеру, был разработан такой кодекс под названием «Проект минимальных этических норм и требования для профессионального журналиста». Думаю, это не для нас, — заявил г‑н Тараков. — Казахстанские мастера пера и микрофона в большинстве сознательные и ответственные люди, высоко ставящие перед собой профессиональную планку, планку профессиональных требований, и активно участвующие в прогрессивных преобразованиях общества. Поэтому я предлагаю: что тут долго ходить вокруг да около, давайте подпишем предлагаемый кодекс, тогда мы станем еще сплоченнее, а значит, принесем обществу гораздо больше пользы.
К принятию кодекса призвал и редактор газеты «Central Asia Monitop» Бигельды Габдуллин, заявив, что «принятие этого документа благотворно скажется на общей культуре вообще нашей страны, на развитии журналистики и на открытом обществе, к которому мы все стремимся».
Тележурналист Артур Платонов, также назвав кодекс «своевременным и необходимым», перешел к рассуждениям о «мнении недовольных»:
- На мой взгляд, вообще, где-то даже странно, что общество могут разобщить разговоры о морали и нравственности. Это первый аспект. Возникает невольный вопрос: чем собирались заниматься недовольные, если нравственный кодекс, к тому же не обязательный к юридическому исполнению, сковывает их творческую инициативу? Ведь никому же не приходит в голову критиковать существующие нормы морали из-за того, что кто-то вынужден в обществе изъясняться на тонкой деликатности, в то время как сам бы хотел на нецензурной брани. И еще один аспект. Во многих странах СМИ относятся к средствам, составляющим национальную оборону, — это система национальной безопасности, то есть эти компоненты приравниваются к оружию массового воздействия. Естественно, люди, имеющие доступ к оружию массового воздействия, обязаны быть контролируемы обществом, потому что последствия от их действий значительно сильнее. К тому же мы знаем, что сейчас в мире, в основном, воюют в том числе танками и пушками, но в основном воюют СМИ, и, следовательно, ответственность журналистов в таких условиях значительно выше.
Естественно, всем этим призывам собравшиеся и последовали. И утвердили кодекс этики журналиста. Согласно преамбуле кодекса, он является «инструментом самодисциплины и морально-этическим ориентиром, способствует достижению доверия и уважения к журналистам и средствам массовой информации».
Содержит кодекс восемь глав, которые мы приводим полностью:
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ
1.1. Журналист действует в интересах профессии, свободы слова и информации, сохранения внутриполитической стабильности, межконфессионального и межэтнического согласия.
1.2. Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность сообщения, распространенного за его подписью, под псевдонимом или анонимно, с его ведома и согласия.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
2.1. Журналист способствует укреплению моральных и этических принципов общества.
2.2. Журналист осознает свою ответственность и следит за тем, чтобы его деятельность не нанесла вред общественным интересам.
2.3. Журналист воздерживается от публикации и распространения преждевременной информации либо отмечает непроверенный характер сообщения во избежание дестабилизации общественного порядка.
3. ЧЕСТНОСТЬ И НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ
3.1. Журналист придерживается принципов честности и непредвзятости, отвергает любые попытки давления извне.
3.2. Журналист использует законные способы получения информации, не оказывает давления на источник и не предлагает любого рода вознаграждение за предоставленную информацию.
4. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ
4.1. Журналист придерживается принципа объективности, непредвзятого подхода, внутреннего плюрализма и нейтральной позиции.
4.2. Журналист прилагает максимум усилий для получения информации из различных источников в целях достоверности, полноты и объективности.
4.3. Журналист четко разграничивает факты, мнения, оценки, прогнозы, версии и предположения, включая свою личную точку зрения.
5. ИСТОЧНИКИ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
5.1. Журналист принимает самостоятельное решение о раскрытии или сохранении конфиденциальности источника информации, если произошло сознательное искажение события либо его раскрытие является единственным способом предотвратить панику, политическую или социально-экономическую дестабилизацию либо материальный ущерб общенационального масштаба.
5.2. Журналист не использует в личных интересах или в интересах других лиц конфиденциальную информацию, которой обладает в силу своей профессиональной деятельности; не должен раскрывать источник информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может заставить журналиста раскрыть этот источник, кроме суда в соответствии с законодательством Казахстана.
6. УВАЖЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
6.1. Журналист руководствуется принципом уважения права на частную жизнь, человеческое достоинство и деловую репутацию.
6.2. Журналист признает право гражданина и юридического лица отказать в предоставлении той или иной информации, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
6.3. Журналист придерживается принципа презумпции невиновности.
7. КОНКУРЕНЦИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ
7.1. Журналист уважает права интеллектуальной собственности, в том числе вытекающие из профессиональной деятельности своих коллег.
7.2. Журналист уважает права коллег и соблюдает законы честной конкуренции.
7.3. Журналист оказывает помощь своим коллегам, пострадавшим при исполнении профессионального долга.
8. ЗАЩИТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
8.1. Журналист пользуется всеми гарантиями защиты в судебном и ином предусмотренном законодательством Казахстана порядке в случае насилия или угрозы насилия, оскорблений, материального или морального ущерба.
8.2. Журналист признает действующее законодательство Республики Казахстан и осознает ответственность за его нарушение. При этом положения Кодекса не являются предметом судебных преследований журналиста со стороны юридических и физических лиц.
8.3. Нарушение журналистом положений Кодекса подвергается профессиональному порицанию и может рассматриваться на собраниях редакционных коллективов средств массовой информации или журналистского сообщества.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Кодекс распространяется на деятельность журналистов — граждан Казахстана. Отношение к Кодексу — на совести журналиста. Принуждение к соблюдению или нарушению Кодекса недопустимо.
Originally posted here:
Как принимали кодекс этики журналистов