Как оскандалился на Западе “Назарбаев университет”
Публикация об инциденте в самом привилегированном казахстанском университете появилась на сайте британского издания The Guardianпод заголовком «Казахстанский университет обвиняют в увольнении профессора за лекцию об Украине».
И и американского издания Eurasianet.org («Казахстан: Конфликт в Назарбаев Университете подрывает утверждения об академической независимости»).
Расскажем подробнее об этой истории, как это рассказывается в обеих статьях.
Жертва “политической щекотливости”
Открывая «Назарбаев Университет» (НУ), казахстанские власти позиционировали его как бастион академического превосходства и свободы в сфере образования. Однако 24 августа преподаватель Марсель де Хаас, отставной офицер вооруженных сил Нидерландов и автор многочисленных трудов по вопросам безопасности в странах бывшего СССР, заявил, что его увольнение связано с планировавшейся им еще год назад лекцией на тему ситуации в Украине, которую администрация посчитала «политически щекотливой».
Мало того, инициатива запретить проведение занятия исходила даже не от руководства вуза, а от… российского посольства. Точнее, военного атташе Руслана Кузнецова, который прислал в НУ на удивление безграмотную «директиву». В письме он утверждал, что лекция де Хааса под названием «Российско-украинский конфликт» «допускает фальшивки к умам студентов», и объяснял, что именно должны говорить студентам: «На Украине действует ультранационалистический, подконтрольный США режим, целью которого является дестабилизация обстановки в Юго-Восточной Европе, расширение рынка американских товаров…».
Кроме того, в письме предлагалось рассказать студентам о версии, что «украинские диспетчеры намеренно изменили полетный коридор малайзийского авиалайнера, сместив его в опасную зону», чтобы посодействовать осуществлению инициированного Западом заговора с целью дискредитации России, в результате чего погибли находившиеся на борту 298 человек.
Получив письмо Кузнецова, вице-президент университета по студенческим делам Кадиша Даирова написала де Хаасу сообщение: «Я узнала от Армана Жумажанова, директора департамента международных отношений НУ, что Вы все еще планируете прочитать лекцию по российско-украинским отношениям. Убедительно прошу Вас НЕ делать этого в Назарбаев Университете или где-либо еще в качестве члена преподавательского состава университета».
По мнению де Хааса, «данное вмешательство России ставит под сомнение независимость Казахстана. Как (Назарбаев Университет) намерен достичь статуса вуза мирового уровня, если здесь не обеспечено соблюдение базового принципа академической свободы, а выступающих против этого людей увольняют?»
По словам де Хааса, он все-таки включил данную лекцию в свой курс по международной безопасности в апреле этого года. «У нас состоялась прекрасная и выдержанная в духе взаимного уважения академическая дискуссия, в рамках которой были высказаны различные мнения», — сказал он.
Де Хаас заявил, что процедура его увольнения была запущена в начале 2015 года, когда он взял больничный на десять недель в связи с полученной во время занятий спортом травмой. По его словам, процитированным изданиями, руководство НУ постаралось не дать ему вернуться на работу, воспользовавшись законом, дающим им право пересмотреть его контракт после двух месяцев невыхода на работу по причине болезни. Затем администрация НУ решила сменить тактику и уволить его в соответствии с законом, позволяющим расторгнуть контракт в случае отсутствия возможности обеспечить сотруднику полную рабочую нагрузку. Однако сам де Хаас считает, что по западным юридическим стандартам решение об увольнении очевидно необоснованно».
Свое решение предать скандал гласности профессор объяснил желанием обратиться к президенту Казахстана, возлагающему особые надежды на университет: «давно пора президенту Назарбаеву призвать их к ответу за злоупотребление властью и неэффективное расходование средств налогоплательщиков. Не ради меня, а ради народа Казахстана, я надеюсь, что справедливость восторжествует».
Зачем «огород городить»?!
В казахстанском сегменте «Фейсбука» «голландская история» обсуждалась довольно подробно. Так, Farkhad Kassen задался риторическими вопросами:
«Первый: Зачем вообще нужно было открывать огромный вуз по западному образцу со всеми атрибутами западного университета, вплоть до геральдических знаков, крутых кампусов и лабораторий, команды чирлидеров и академической гребли, вбухивать в него колоссальные деньги, вести все предметы на английском языке, если при этом априори в расчет не берется основная идея западного университета — свобода мысли и альтернатива мнений?
Второй: Зачем приглашать иностранную профессуру, отвлекать их от дел, комфортной жизни в США, Великобритании, Японии, чтобы затем затыкать им рты, запрещая обсуждать неудобные темы в чисто советском духе, причем темы даже не казахстанские, что еще как-нибудь можно было оправдать особенностями политического режима и политкорректностью, а международные, о которых говорит весь мир, причем все по-разному?
Третий: Зачем публиковать заявления от лица Нила Коллинза, декана Высшей школы государственной политики при Nazarbayev University, в котором студентам обещается, что они «получат образование с особым акцентом на критическое мышление и аналитические способности», если все критическое мышление сводится в итоге лишь к подобострастному вниманию словам российского военного атташе Р.Кузнецова, не имеющего никакого отношения к нашему, казахстанскому университету, в отличие от того же специального приглашенного профессора де Хааса? Неужели будущие аналитики не могли бы выслушать мнение и Хааса, и того же Кузнецова, буде он приглашен специально для жаркой дискуссии?
Четвертый, попутный, вопросик: как вообще российский военный атташе узнает об учебном плане и о том, что собирается говорить уважаемый ученый из Нидерландов? Даже если предположить, что это — открытая информация, которую можно узнать из Интернета, что согласуется с духом транспарентности западных университетов, то возникает вопрос — какое такое дело РОССИЙСКОМУ военному до того, какие лекции читаются в КАЗАХСТАНСКОМ ВУЗЕ? Что-то я не припоминаю случая, чтобы казахстанский военный атташе вмешивался в учебный процесс того же МГУ или любого другого российского вуза по вопросам, например, свержения режима Аскара Акаева в Киргизии, даже несмотря на то что Акаев был большим другом Казахстана?
И пятый, заключительный, вопрос: если мы не можем ответить на предыдущие вопросы прямо и четко, то зачем было вообще «огород городить»?»
Конечно, среди комментариев были разные мнения, в том числе одобряющие как письмо атташе, так и позицию проректора Кадиши Дировой. Но большинство присоединялось к мнению журналиста Ардак Букевой: «Мне кажется, это уже вообще ни в какие ворота. То есть мы уже незаметно для себя превратились в какое-то марионеточное государство из книжки Грэма Грина. Тогда надо честно признаться, что Астана теперь на положении какой-нибудь Казани или Петрозаводска и перестать морочить людям голову какими-то своими инаугурациями, выборами и министерством иностранных дел».
«Из соображений безопасности»
Резонанс в соцсетях, видимо, вынудил ректора НУ Шигео Катсу выступить с публичным заявлением. Оно получилось весьма пространным, поэтому не будем приводить его здесь полностью. Естественно, там сказано, что «доводы г‑на де Хааса являются безосновательными» и «НУ никогда не подвергался давлению со стороны какого-либо правительства», «а преподаватели НУ пользуются свободой самовыражения вне учебного процесса по своему усмотрению».
«На самом деле, еще до тех событий, которые так неточно описывает г‑н де Хаас, и в то время, когда обстановка была напряженной, на кампусе НУ состоялась энергичная дискуссия о действиях России, где студенты и преподаватели присутствовали в большом количестве, — пишет ректор, однако тут же добавляет, что проведение данного мероприятия действительно не было поощрено «из соображений заботы о безопасности студентов и тщательного планирования мероприятия».
И далее ректор пишет: «…В университете пришли к выводу, что сфера преподавательской деятельности, а также исследовательская специализация г‑на де Хааса не подходят для основных потребностей Высшей школы государственной политики НУ. Качество его преподавания и проводимые им исследования также могли явиться дополнительными факторами, которые привели университет к подобному решению».
Надо ли говорить, что доверия и одобрения это заявление не вызвало.
От себя может добавить только одно: деятельность «Назарбаев Университета» регулируется отдельным законом, а финансирование — отдельной строкой в бюджете. Например, в 2014 году на НУ было потрачено более 44 млрд тенге, это десятая часть всех расходов Министерства образования и науки РК.