Практически бессменный советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев явно сдает свои позиции. Со временем трели “соловья” стали терять благозвучность, в них стали вкрадываться фальшивые ноты, которые режут слух даже тем, кому медведь на ухо наступил.
Автор: Central Asia MONITOR
Еще несколько лет назад Ермухамет Ертысбаев утверждал, что он единственный игрок на политическом поле, кто сохраняет спортивную форму, и даже, как известно, каждый день занимался в спортзале, чтобы иметь силы для борьбы с идеологическими противниками. Сегодня же, очевидно, “бицепсы” советника явно ослабли: он все чаще стал “промахиваться” и противоречить самому себе.
Мы не знаем, что служит тому причиной — возможно, все дело в банальной усталости, ведь Ертысбаев без малого два десятилетия служит “рупором власти” и вполне мог забыть, что сам же говорил раньше. Но как бы то ни было, с каждым годом песни, которые поет “соловей”, настолько падают в цене, что Ертысбаева уже давно никто не именует “главным идеологом власти”. Нам кажется, что при такой тенденции “песенка соловья” скоро может быть спета окончательно. Вопрос лишь в том, понимает ли это сам господин советник, для которого лучшим выходом из этой ситуации стала бы последняя, прощальная гастроль с последующим возвращением к истокам — к научной работе.
А в качестве информации к размышлению мы подобрали несколько цитат, которые в разное время слетели с некогда острого языка советника и которые явно противоречат друг другу.
Итак, Ермухамет Ертысбаев…
… о многопартийном парламенте
11 апреля 2011-го Ертысбаев заявил: “…нам необходимо поддержать стремление президента создать многопартийный парламент, стремление президента начать реальную политическую модернизацию в стране, которую ждут и ОБСЕ, и все мировое сообщество, поэтому не будем ждать полтора года до августа 2012-го, а примем решение о самороспуске, с тем чтобы помочь развязать руки президенту в плане реальной политической модернизации”.
А вот его же слова, произнесенные менее чем через год, 12 января 2012-го: “Переиначив старую русскую пословицу, так скажу: что французу и итальянцу хорошо, то казаху — смерть. Я не верю в эффективность подлинного многопартийного парламента на данном отрезке истории… У нас нет политической культуры ведения дискуссий и споров”.
Спрашивается, зачем Ертысбаев советовал парламенту самораспуститься?
Впрочем, ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь получим, так как в высказываниях господина советника не прослеживается четкой позиции по устройству парламента.
Читаем в его интервью газете “Свобода слова” следующее мнение: “Разумеется, что избирательный порог нужно снизить, потому что реально 7‑процентный барьер может преодолеть только одна партия. При 5‑процентном барьере в парламенте были бы две партии. При 3‑процентном по крайней мере три-четыре партии”.
Но уже 11 июля 2011-го в интервью порталу “Тенгриньюс” советник президента выступает категорически против снижения 7‑процентного барьера: “Я категорически против снижения. Не надо превращать парламент в народное вече и в дискуссионный политический клуб. Для этого есть другие площадки. Есть “круглый стол” — пожалуйста, приходите представители всех партий, неправительственных организаций; своеобразный политический Гайд-парк можно создать в Казахстане, и можете выступать сколько угодно. Но парламент надо строить по принципу конгресса США или британского парламента, где существуют две политические силы. Одна сила выступает за регулирование государства в экономике, за активную социальную политику, за здравоохранение, образование, чтобы защитить в максимальной степени интересы широких социальных групп населения, ввести высокие налоги на богатых людей, на обладание недвижимостью”.
Если честно, мы совсем не удивимся, если через год советник вообще выскажется против самого факта существования парламента, в эффективность работы которого он не будет верить на очередном историческом отрезке…
…о досрочных выборах
6 декабря 2004-го советник президента сказал: “Я категорически против каких-либо досрочных выборов. Точные сроки проведения выборов — это важнейший компонент честных, свободных и конкурентных выборов. А досрочные выборы… это все равно, что за пять минут до начала футбольного матча я неожиданно появлюсь на поле и забью гол в пустые ворота”.
А вот его заявление от 5 октября 2011-го: “Что касается досрочных выборов, то я лично неоднократно высказывал свою точку зрения по этому вопросу: “Я был и остаюсь сторонником досрочных выборов”.
…о своем
“монастыре” и чужих “уставах”
В августе 2002-го Ермухамет Ертысбаев считал, что “Казахстан является частью мирового сообщества, у нас есть обязательства, договоры в области соблюдения демократии и прав человека. Если у Запада есть конкретные претензии в этом русле, то мы обязаны не только прислушиваться, но и исправлять ошибки. Нельзя жить в общем доме (мировое сообщество, ООН) и не соблюдать правила этого дома, установленные для всех жителей”.
Спустя десятилетие он, видимо, пересмотрел свои взгляды, и теперь его принципы оказались не такими принципиальными — своими высказываниями господин советник дает понять, что прислушиваться к мнению так некогда уважаемого им Запада нужно не всегда:
“Советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев называет необъективной и предвзятой резолюцию Европейского парламента, дающую негативную оценку действиям казахстанских властей во время беспорядков в Жанаозене. Европейский парламент осудил насильственный разгон демонстрантов в Жанаозене и предупредил Астану, что переговоры о новом партнерстве ЕС и соглашение о сотрудничестве с Казахстаном будет зависеть от прогресса в политических реформах. В резолюции депутаты Европарламента требуют надлежащего расследования убийств в Жанаозене. Они указывают на многочисленные сообщения о нарушениях прав человека, включая пытки задержанных, ограничения на религиозную свободу и свободу средств массовой информации, а также отмечают, что всеобщие выборы в январе не соответствовали стандартам ОБСЕ.
“Мне кажется, что она (резолюция) необъективная, предвзятая и претенциозная. Я намерен самым тщательным образом еще раз проанализировать эту резолюцию и в ближайшее время дать большой материал в одну из казахстанских газет”, — сказал Ертысбаев.
По его мнению, депутаты Европарламента “полностью игнорируют события того дня, 16 декабря, то, что конкретно произошло, каким образом развивались события”. “Игнорируют документы, которые имеются по деятельности правоохранительных органов. И прежде чем упоминать, допустим, митингующих, надо отменить статью 32 нашей Конституции и закон о порядке проведения мирных собраний. Все мировое сообщество прекрасно знает, что 20 лет в Казахстане достаточно стабильная была ситуация, все было спокойно. А это была чрезвычайная ситуация. Это же для всех очевидно! Так что, на мой взгляд, резолюция тенденциозна и необъективна… Первое впечатление такое”, — сказал советник главы государства”.
Или взять высказывания Ертысбаева в ответ на заявление БДИПЧ/ОБСЕ по поводу нарушений, допущенных во время недавних выборов в мажилис. Он объяснил такую оценку наблюдателей тем, что “просто заданы жесткие стандарты”, и добавил: “3 апреля состоялись выборы, сегодня 4 апреля. За одну ночь мы не можем провести политические реформы, которых требует БДИПЧ. Для этого нужно время”. А десяти лет, прошедших со дня упомянутого заявления господина советника о том, что “мы обязаны не только прислушиваться, но и исправлять ошибки”, тоже оказалось мало?
…о Тимуре Кулибаеве
В августе 2011-го года в интервью российскому “Коммерсанту” Ертысбаев заявил, что “в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным уходом главы государства, именно Кулибаев сможет продолжить стратегический курс президента”. Но недавно, в начале апреля, когда корреспондент “Московского комсомольца” спросил его: “Вам приписывают заявление, что лучшим кандидатом на роль второго президента Казахстана является Тимур Кулибаев. Вы действительно так считаете?”, — Ертысбаев фактически ушел от ответа: “Часто мои слова вырывают из контекста, гипертрофированно преувеличивают. Откровенно говоря, меня именно этот вопрос мало интересует”.
А ранее Ертысбаев и вовсе придерживался совершенно другой позиции: “Я давно знаю Тимура Кулибаева, который никогда не стремился к государственной службе. Да, собственно, он ни одного дня не проработал в исполнительно-распорядительных органах власти. Я знаю точно, что он не стремится к какой-либо крупной должности в государстве, тем более к президентской”. Еще раньше, в 2007‑м, Ертысбаев бился об заклад, что “Тимур Кулибаев не занимается политикой”. Возникает вопрос: в каком году советник был ближе к истине?
…об оппозиции
Ермухамет Ертысбаев знаменит своими спичами про необходимость наличия в Казахстане сильной и конструктивной оппозиции. Этот тезис он педалирует на протяжении последних 15 лет. Вот и в феврале текущего года он подтвердил свою точку зрения, заявив: “Я очень хочу, чтобы оппозиция была сильная”.
Но мы до сих пор недоумеваем, как быть с заявлением советника, сделанным им в феврале прошлого года, когда он высказал кардинально противоположную точку зрения и усомнился в необходимости жизнедеятельности такой субстанции, как оппозиция: “Мы часто рассуждаем на эти темы чисто теоретически, мыслим шаблонами. Например: “Для нормального развития страны необходима оппозиция”. А может быть, для нормального развития страны нужен сильный и авторитетный лидер-реформатор, профессиональный государственный аппарат, зарубежные инвестиции и технологии, развитая банковская система, высокий уровень безопасности граждан, единый режим работы парламента и правительства, единство народа и государственной власти? То есть все, что есть в Казахстане и отсутствует в Кыргызстане. Зато в Кыргызстане есть сильная и организованная оппозиция”.
Вместо P.S.
Конечно же, мы привели далеко не все противоречия, обнаруженные нами в многочисленных заявлениях, интервью и комментариях президентского советника. Но, как нам кажется, этого вполне достаточно для того, чтобы сделать определенные выводы.
Если так можно выразиться, “эволюция” советника Ертысбаева вызывает все больше вопросов. Почему-то вспомнилась притча: “В древности жил один человек, который торговал копьями и щитами. Однажды на рынке он поднял щит и воскликнул: “Мой щит необычайно прочный! Никакое, даже самое лучшее копье не сможет пробить его!”. Затем он поднял свое копье и закричал: ” Мои копья самые острые! Они смогут пробить любой, даже самый прочный щит!” Вам это ничего не напоминает?
Да, принято считать, что своих взглядов не меняют только дураки. Но как назвать человека, который меняет свои мнения столь же часто, как носки?
Источник: Central Asia MONITOR
Read the original:
Как Ертысбаев сам себя умыл