В распоряжении редакции оказался любопытный документ, рассказывающий, как в Астане пришли к идее дедолларизации казахстанской экономики и политической системы. Представляет он собой презентацию, подготовленную для председателя Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетова.
<!– Основной контент (Начало) –>
Одной из системных проблем, заметно осложняющих преодоление Казахстаном экономического кризиса и препятствующих жизненно необходимому реформированию национальной экономики, является отсутствие в стране экономической политики как таковой.
В Казахстане есть государственная экономическая политика, точнее некий набор национальных, ведомственных, отраслевых и узкоспециальных программ и планов действий, слабо связанных между собой и преследующих такие важные, но не ключевые цели, как создание новых видов производства, импортозамещение, привлечение инвесторов, сохранение или увеличения занятости и так далее, и тому подобное.
Однако поскольку госполитика декларируется и реализуется сверху, не имеет механизмов адаптации к быстро меняющимся внешним и внутренним условиям и слабо взаимосвязана с реалиями сегодняшнего дня, то и воспринимается она как нечто чуждое.
В результате нет страновой экономической политики как комплекса действий государства, банков, предпринимателей и гражданского общества, в рамках которой каждый знает свою роль, права и ответственность. Попытка же частично решить эту проблему за счет институционализации и повышения роли Национальной палаты предпринимателей успешно провалилась, поскольку инициатива опять шла сверху.
Плюс чиновники не хотят и возможно даже не умеют разговаривать и договариваться с другими субъектами рыночной экономики. Это касается всех, включая самого президента Назарбаева и его премьер-министра. Причина понятна: государство располагало в прошлом всеми инструментами для реализации своей экономической политики от денежных средств и законодательной базы до структур квазигосударственного сектора, и ему больше никто не был нужен.
Плюс препятствуют формированию страновой экономической политики бюрократизм самого госаппарата и его приоритетно-безответственное положение в казахстанской экономике. Ведь чтобы она формировалось требуется, чтобы государство научилось слышать и самое главное воспринимать позицию даже наислабейших участников рынка, а это возможно только через политические механизмы, с которыми в Казахстане полный швах.
Благодаря авторитарной политической системе и «суперпрезидентской» форме правления все стандартные политические механизмы, через которые в нормальных странах правящая элита и все остальные граждане общаются между собой, обмениваются информацией и передают свои требования и пожелания, заблокированы напрочь.
Если к этому добавить острейший дефицит чиновников, которые осмеливаются выступать публично и без санкции руководства, то становится понятно, что в Казахстане есть экономическая политика государства и нет страновой экономической политики.
Столь длинное предисловие нам понадобилось, чтобы предложить вниманию читателей документ, раскрывающий, как в Астане пришли к идее дедолларизации казахстанской экономики и политической системы. Документ представляет собой презентацию, подготовленную Абаем Искандировым для председателя Национального банка РК Кайрата Келимбетова и отправленную последнему 3 апреля 2014 года.
Мы не станем комментировать саму презентацию, лишь порекомендуем нашим читателям обратить внимание на страницу 3, где достаточно четко изложена суть проблемы. Другое дело, что господин Искандиров не осмелился даже в столь сверх конфиденциальном документе указать на виновных в том, что очередная девальвация национальной валюты оказалась столь сокрушительной по своим последствиям и помимо всего привела к девальвации доверия казахстанцев в власти, в том числе монетарной.
<!– Основной контент (конец) –>