Размер ВВП Казахстана не дотягивает до 1% от общемирового, а потому государство не может быть включено не только в блок BRICS, но даже в список «экономик роста» банка Goldman Sachs, говорят аналитики. А крупным развивающимся рынкам они пообещали успех в долгосрочной перспективе: даже если нахлынет вторая волна кризиса, они переживут ее более уверенно, чем развитые страны. Ведь у них нет долговых и бюджетных проблем, как у США и Европы. Впрочем, им предстоит побороться с инфляцией и переориентироваться на внутренний спрос. Иначе замедление экономики стран «золотого миллиарда» существенно отразится и на быстрорастущих государствах.
Эпоха БРР
Динамика развития мировой экономики изменилась с появлением новых быстрорастущих рынков (БРР), которые пошатнули позиции стран с развитой экономикой. Как сказано в ежеквартальном отчете «Прогноз развития быстрорастущих рынков», составленном аудиторской компанией Ernst & Young совместно с институтом Oxford Economics, в этом году экономики БРР вырастут в среднем на 6,2%, что почти в четыре раза превышает анемичный рост, ожидающийся в еврозоне (1,1%).
Кроме стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в список 25 наиболее быстро развивающихся рынков мира вошли отдельные страны Восточной Европы (Чехия и Польша), Латинской Америки (Чили, Колумбия и Аргентина),
Страны БРР были отобраны E&Y по следующим критериям: объем экономики, численность населения, стратегическая важность для бизнеса, высокие темпы роста и большой потенциал. Самой быстрорастущей экономикой за последнее десятилетие стал Катар — реальный ВВП этой страны ежегодно рос в среднем на 13%. На втором месте — Китай (включая Гонконг) с 10% роста, а замыкает тройку лидеров Казахстан (8,2%). При этом по притоку чистых инвестиций Казахстан находится на восьмом месте. Россия в этом списке находится на десятом месте с почти 5% среднегодового роста ВВП.
Кто повинен в чуде? Нефть и дружба
Но не спешим радоваться успехам. Как пояснили аналитики — нечему. Так, руководитель управления аналитических исследований УК «УралСиб» Александр Головцов отметил, что страны СНГ — это очень небольшая часть мировой экономики. Даже Россия дает менее 3% мирового ВВП, а остальные страны, вместе взятые, не наберут и 2%.
Казахстанская экономика на 80% зависит от нефти и газа. После резкого роста нефтяных цен с 70 долларов за баррель прошлым летом до 127 долларов в этом году неудивительно, что Казахстан вышел в лидеры по росту ВВП. Однако ВВП этой страны занимает десятые доли процента от общемирового.
«Недавно Goldman Sachs ввел понятие “экономики роста”. К ним относятся все экономики за пределами так называемого развитого мира, которые дают как минимум 1% глобального ВВП. Казахстан, несмотря на третье место в рейтинге E&Y, не может быть включен в этот список, так как его доля в мировом ВВП гораздо меньше процента», — пояснил Головцов.
«Мое отношение к почетному третьему месту Казахстана в рейтинге Ernst & Young двояко, — отметила аналитик ФЦ “Инфина” Вероника Чекина. — С одной стороны, нельзя отрицать, что Казахстан, как и Россия, обладает мощной сырьевой базой, с другой — проблемы России и Казахстана (сырьевая зависимость, коррупция, низкий уровень жизни населения) во многом похожи».
Впрочем, по сравнению с Россией Казахстан, по мнению аналитика, обладает рядом преимуществ, среди которых выделяет хорошие отношения с соседями (Китаем и бывшими республиками СССР) и удачно формируемый на Западе имидж новой азиатской демократии. «Власти Казахстана не жалеют средств для того, чтобы международные инвесторы воспринимали страну в качестве экономического моста, соединяющего Запад и Восток», — утверждает Вероника Чекина.
Так, например, недавно газета The Daily Telegraph сообщила, что
Подтвердить или опровергнуть слова Блэра в настоящий момент невозможно, однако «следует обратить внимание на то, что этот контракт стал возможен благодаря хорошим отношениям президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Тони Блэра, которые установились еще во времена премьерства последнего», — уверена Вероника Чекина. Собственно, имидж Казахстана, по ее мнению, и был сформирован во времена правления Назарбаева и, по сути, держится на его личной харизме.
Роль БРР в мировой экономике будет расти?
Между тем, как говорится в докладе E&Y, успешное экономическое развитие БРР связано с тем, что большинство из этих стран придерживается принципов либерализации экономики и свободной торговли. Некоторые из них, в том числе Корея, Таиланд, Малайзия, ЮАР, Мексика и Саудовская Аравия, входят в список из 35 стран, которые, по данным отчета Всемирного банка Doing Business за 2011 год, предлагают наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса.
«Другие страны также становятся все более привлекательными, совершенствуя законодательство и инфраструктуру, — полагают в E&Y. — Например, по данным Всемирного банка, Гана и Казахстан входят в десятку стран, в которых произошли наиболее заметные улучшения».
Доля экспорта в ВВП быстрорастущих рынков составляет около 50% по сравнению с 13% в США и 41% в еврозоне. Казахстан в этом рейтинге занимает
По прогнозу E&Y, в ближайшее десятилетие экономический рост в 25 странах БРР будет опережать развитые страны более чем на 3,5% в год — при условии, что они смогут справиться с инфляционным давлением и будут обладать инфраструктурой, достаточной для безопасного долгосрочного роста.
По словам старшего экономиста E&Y Рейна
Об этом говорит тот факт, по мнению экономиста, что страны с высокими темпами роста достаточно быстро оправились от мирового экономического кризиса. В среднем в 2010 году ВВП в этих странах увеличился на 7,3%, достигнув высоких докризисных показателей и превысив темпы роста, наблюдавшиеся до середины
В E&Y уверены, что в условиях рецессии роль БРР будет только расти: к 2020 году на их долю будет приходиться 50% мирового ВВП по паритету покупательной способности, 38% мировых потребительских расходов и 55% мировых капиталовложений в основные средства.
Сырьевая экономика развития не даст
Однако у опрошенных нами аналитиков мнения относительно прогнозов и выводов E&Y разделились. Так, аналитик Промсвязьбанка Олег Шагов отметил, что «вторая волна кризиса связана с долговыми и бюджетными проблемами западных экономик, которых по большому счету у быстрорастущих экономик сейчас нет именно по причине их быстрого роста, дающего увеличение бюджетных поступлений и отсутствие проблем с государственным долгом».
Аналитик привел такой пример: государственный внешний долг РФ в этом году уменьшился почти на $4 млрд, или на 9,9% относительно января 2011 года и составил на 1 октября 2011 года $36 млрд, или примерно $250 в расчете на одного россиянина. В то же время, например, госдолг США теперь уже превышает $14 трлн и составляет около $46 500 в расчете на одного американца.
В связи с этим до тех пор, пока «вторая волна кризиса» не повлияет на темпы роста развивающихся экономик или радикально не изменит уровень мирового потребления, наблюдающиеся процессы индустриализации в быстрорастущих экономиках будут способствовать дальнейшему экономическому росту и, следовательно, отсутствию серьезных
«Мы ожидаем, что позитивные тенденции в экономиках стран СНГ сохранятся, а эти страны благодаря развитию колоссального рынка Единого экономического пространства, который создают Россия, Беларусь и Казахстан с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы, сохранят относительно высокие темпы роста в долгосрочной перспективе», — спрогнозировал Шагов.
Вероника Чекина, впрочем, считает, что одну из главных угроз для БРР составляет прогрессирующая «разбалансировка» экономической модели нескольких последних десятилетий. Отягощенные долговыми проблемами развитые страны и дальше будут вынуждены прибегать к мерам жесткой экономии, что вызовет сокращение потребительского спроса, которое, в свою очередь, негативно отразится на экономиках развивающихся стран, значительные производственные мощности которых направлены на обслуживание внешних рынков. Процесс же более интенсивной переориентации на внутренний спрос займет у них достаточно много времени, так как уровень жизни в большинстве стран БРИК остается низким. В связи с этим в 2012 году можно ожидать углубления глобального кризиса перепроизводства.
«Ярко выраженная сырьевая модель экономики России делает ее особенно уязвимой к внешним шокам, что усугубляется настороженным отношением западных бизнесменов к инвестиционному климату в стране, — отметил аналитик. — Негативный эффект от снижения цен на углеводороды, усугубляемый оттоком капитала, представляет серьезную угрозу для темпов экономического роста в случае углубления кризисных явлений в мировой экономике. Хочется верить, что следующие президент и премьер РФ будут предпринимать реальные меры по диверсификации экономики страны, а не только декларировать их в рамках предвыборной кампании».
А Александр Головцов полагает, что проблемы развития быстроразвивающихся стран — в неоднородности. Страны BRIC разделены на две группы: быстрорастущие — Индия и Китай (8—9% в год) и медленнорастущие — Россия и Бразилия, где темпы упали до 4% по разным причинам.
«В целом по сравнению с 2008 годом развивающиеся страны стали более уязвимыми. Они выросли в объеме и стали больше зависеть от общего состояния мировой экономики. К тому же госбюджеты этих стран потратились на спасение экономики в период кризиса 2008—2009 годов, и сейчас возможностей по стимулированию стало немного меньше. Тем не менее уязвимость экономик увеличилась не критично. Есть более защищенная страна, Индия — ее зависимость от экспорта минимальна, не более 10%. Однако другие страны, особенно Россия и Китай, сильно зависимы от экспорта», — подчеркнул эксперт.
Неровный рост
По словам одного из руководителей Центра исследования развивающихся рынков E&Y Алексиса
Что касается развития в краткосрочной перспективе, то рост БРР в 2012 году будет сдерживать спад в странах с развитой экономикой. Зависимость развивающихся стран от развитых в некоторой степени уменьшилась с середины
По прогнозу компании E&Y, если странам еврозоны не удастся решить проблему государственного долга, то в 2012—2013 годах Европу ждет продолжительная рецессия, а США — стагнация. При таком развитии событий рост БРР в 2013 году составил бы 3,2%, что все равно значительно выше роста, который планируется в развитых странах.
В этом случае среди стран с самой быстрорастущей экономикой в наиболее уязвимом положении оказались бы восточноевропейские страны
Вследствие снижения экспортных цен и ослабления мирового спроса сильно пострадали бы также страны — экспортеры нефти и других видов сырья, такие как Россия, Бразилия и Чили. Страны с более разнообразной номенклатурой экспорта и диверсифицированными финансовыми потоками, например Корея и Сингапур, также оказались бы перед лицом серьезных проблем. При этом удар по Китаю и Индии не оказался бы столь сокрушительным: защитным буфером для них послужили бы крупные внутренние рынки, и в результате снижения цен на нефть и другое сырье они остались бы в выигрыше.
Быстрые, но бедные
Впрочем, несмотря на стремительный рост, страны с БРР еще долго будут оставаться бедными: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Китае составляет лишь 16% от уровня США, в Индии — 7%, в среднем по БРР — 27%. Казахстан по этому показателю занимает в рейтинге
Значимым резервом БРР являются человеческие ресурсы. Всего в 25 странах с быстрыми темпами роста проживают 4,2 млрд человек, или 60% всего мирового населения. Растущее население — это резерв рабочей силы и источник повышения спроса на товары и услуги. Ожидается, что с 2010 по 2020 год численность работоспособного населения в странах БРР увеличится на 268 млн человек (на 9,4%). Как отметили экономисты E&Y, в отличие от стран с развитой экономикой, БРР не сталкиваются с проблемой роста расходов на стареющее население.
Уже сейчас очевидно, что, когда граждане развивающихся стран заживут лучше и будут больше «стареть», их пассионарность и экономический рост сравняются с показателями старушки Европы. Причем ждать этого, возможно, придется не так уж долго: крупные инвестбанки уже сейчас прогнозируют Китаю «мягкую посадку».