В Лондоне находится роскошная недвижимость на сумму около 530 миллионов фунтов стерлингов, принадлежащая правящему классу страны.
Протесты в Казахстане на этой неделе начались незаметно. Внезапное повышение цен на сжиженный нефтяной газ, популярный в качестве вторичного топлива из-за его низкой стоимости, вызвал общественные собрания в городах на западе Казахстана, где находится сектор природных ресурсов страны.
Но пять дней спустя система, созданная с 1990‑х годов первой казахстанской семьей, Назарбаевыми и их соратниками, похоже, пошатнулась.
Правительство ушло в отставку, бывший лидер Нурсултан Назарбаев лишен должности председателя Совета безопасности страны, а протестующие попытались штурмовать здания правительственной администрации в условиях чрезвычайного положения. По просьбе президента Касым-Жомарта Токаева российские войска вошли в страну. Десятки протестующих якобы были убиты сотрудниками правоохранительных органов в городе Алматы , сообщил представитель местной полиции.
Тем не менее, в четырех тысячах миль от Лондона, британские активы правящего класса Казахстана сидят тихо. Согласно данным, опубликованным в недавнем отчете Chatham House , элита этого центральноазиатского государства владеет роскошной недвижимостью в Лондоне и на юго-востоке страны на сумму не менее 530,4 млн фунтов стерлингов . Около 330 млн фунтов из этой роскошной собственности принадлежит большой семье Назарбаевых.
Депутат от лейбористской партии Маргарет Ходж заявила openDemocracy, что масштабы «собственности казахстанской правящей семьи в Лондоне демонстрируют причастность Великобритании к действиям этого авторитарного режима».
Имущественный портфель большой семьи Назарбаевых, в которую входят дочь бывшего президента Дарига Назарбаева, ее сын Нурат Алиев, зять Назарбаева-миллиардер Тимур Кулибаев и казахстанский бизнесмен Кайрат Боронбаев, чья дочь была замужем за внуком Нурсултана Назарбаева, пополнился варьировались от 140 млн фунтов стерлингов между 215 и 237 Бейкер-стрит до роскошного особняка на лондонской Бишопс-авеню, известного как « Улица миллиардеров». В 2007 году Кулибаев приобрел у принца Эндрю особняк Sunninghill Park за 3 миллиона фунтов стерлингов сверх его запрашиваемой цены.
Имущество семьи Назарбаева ранее привлекало внимание правоохранительных органов Великобритании. В 2020 году Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) возбудило дело о необъяснимом порядке в отношении трех объектов недвижимости, заявив, что они были приобретены на средства, присвоенные Рахатом Алиевым, отцом Нурали. Это дело позже было отклонено судьей Высокого суда, который обнаружил, что иск NCA был «ненадежным». Выступая в то время, Алиев сказал, что NCA «возбудило необоснованный и жестокий судебный иск, включая шокирующие оскорбления в отношении меня, моей семьи и моей страны».
Другие союзники режима Назарбаева также приобрели недвижимость в Великобритании. Дочь медного магната Владимира Кима владеет квартирой за 27,5 миллиона фунтов стерлингов в One Hyde Park, гигантском роскошном комплексе на окраине центральной зеленой зоны столицы. Банкир Айгуль Нуриева, которую Рахат Алиев однажды назвал управляющей финансами первой семьи (требование Нуриевой тогда отвергалось), владеет недвижимостью в Риджентс-парке за 5,6 млн фунтов стерлингов.
«Эта цифра в 530 миллионов фунтов стерлингов, вероятно, будет верхушкой айсберга», — сказал Томас Мейн, приглашенный научный сотрудник Chatham House, который исследовал коррупцию в Центральной Азии. «Мы узнали о некоторых крупных объектах недвижимости в Великобритании только благодаря Распоряжению о необъяснимом богатстве и связанных с ним исследованиях. Вероятно, будет гораздо больше ».
Но не только инсайдеры режима хранят свое богатство в Лондоне, способность города хранить богатство также привлекала их оппонентов, в том числе банкира Мухтара Аблязова, чье резкое падение с благосклонности привело к его преследованию по всей Европе со стороны правительства Казахстана за последнее десятилетие. Аблязов, публично поддержавший нынешние протесты, владеет пятью объектами недвижимости в столице Великобритании, две из которых стоят 18 миллионов фунтов стерлингов каждая. В настоящее время он проживает во Франции после того, как потерял статус убежища в Великобритании из-за того, что не раскрыл активы.
«Государство использовалось правящей элитой вокруг семьи Назарбаева и их ключевых соратников, чтобы накопить огромное состояние для этих нескольких семей. И они сделали это благодаря своему контролю над нефтегазовой отраслью », — сказал Джон Хизершоу, доцент международных отношений в Университете Эксетера и соавтор недавнего отчета Chatham House.
Он указывает на роскошный образ жизни и богатство правящей семьи Казахстана и их соратников как на потенциальную движущую силу нынешних протестов.
«За прошедшие годы люди в Казахстане узнали об этом образе жизни, и это привело к огромному возмущению», — сказала Хизершоу, подчеркнув некоторые протестные требования в отношении дочерних компаний государственных компаний, а также досрочного выхода на пенсию и увеличения на детские пособия и пенсии.
Хотя президент Нурсултан Назарбаев ушел в отставку после 29 лет правления в 2019 году, его система распределения экономических благ Казахстана среди элиты, а не народа, осталась в силе. Согласно отчету KPMG за 2019 год, 162 человека в стране владеют 50% ее состояния . Действительно, секретные платежи и оффшорные транспортные средства давно стали особенностью жизни элиты страны, где энергетические гиганты США и Великобритании в 1990‑х годах соперничали за доступ к ее нефтяным и газовым месторождениям.
«Из этих протестов вытекает реальная критика всей природы политической экономии страны», — сказала Хизершоу.
Как казахстанский журналист Дмитрий Mazorenko отметил недавно openDemocracy, неравенство в стране ухудшилась во время глобальной пандемии, когда официальный список страны миллиардеров вырос с четырех до семи лет — еще многие прибегают к кредитам , чтобы свести концы с концами среди высоких цен и инфляции .
Достигнет ли эта критика Лондона, вероятно, будет зависеть от правительства и правоохранительных органов Великобритании. Первый не торопился с введением мер финансовой прозрачности, таких как реестры собственности за рубежом и новые полномочия по проверке для Регистрационной палаты, которые могут помочь выявить масштабы богатства элиты в Великобритании; у последних пока мало успехов в борьбе с потенциально подозрительным богатством .
Пока Великобритания не возьмет на себя ответственность за содействие передаче исключительного богатства элитными группами в авторитарных государствах, следы будут по-прежнему вести к компаниям Британских Виргинских островов, секретному распределению акций и собственности в Лондоне на несколько миллионов фунтов стерлингов. А это позорная репутация «Глобальной Британии».
Источник: https://www.opendemocracy.net/