Сотни миллионов тенге господдержки НПО уходят неизвестно куда, конкурсы выигрывают те организации, кто снижает цену на треть, а при клиниках нужно создавать «независимые» общественные объединения. Такую веселую картину реализации государственного социального заказа нарисовали участники «круглого стола» в Алматы.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Мероприятие затеяло агентство USAID и представительство «Каунтерпарт Интернешнл», чей глава Марат Айтмагамбетов и начал обрисовывать ситуацию в рассматриваемой сфере.
Откат? Какой откат?
Закон о госсоцзаказе был принят в 2005 году, и с этого времени бюджет направляет различным НПО сотни миллионов тенге. В 2011 году цифра дошла до трех миллиардов: два из республиканского и один из местных.
Только в Алматы за семь лет ежегодно НПО получали в среднем 60,5 миллионов, сообщила Алтынай Кобеева из Информационно-ресурсного центра. В нынешнем году 74% алматинских НПО (а их, по статистике, 6000) потратят на проекты 80 миллионов тенге.
- Сейчас июнь, но мы только заключили договора по Алматы, — подпортила свою же благостную картину Алтынай, — в итоге годичный проект реализуется в лучшем случае за полгода.
Как это влияет на качество исполнения — понятно. Но в правительстве не дураки сидят, и в декабре 2011 года были приняты поправки к закону о соцзаказе. Теперь проекты можно будет планировать аж на три года сразу, что соответствует трехлетнему бюджетному циклу, порадовал коллег Андрей Емелин, директор программ развития НПО / ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана».
Кроме того, теперь чуть ли не каждый госорган просто обязан «подкармливать» неправительственные организации по своему профилю: Минздрав — по здравоохранительному, МВД — по правоохранительному. А регулировать все эти потоки будет уполномоченный орган, коим назначен Минкульт.
НПОшники-то рады поправкам, но жалуются на другие свои беды. В первую очередь демпинг : конкурсы выигрывают организации, просто «ломающие» цену. А еще — на недобросовестную конкуренцию, появление НПО, существующих только за счет госсоцзаказа (и забывающих интересы своих целевых групп), аффилированные с госорганами НПО, откаты… Обо всем этом на своем опыте (реализовано 13 проектов на 25 миллионов тенге) рассказал Кайрат Иманалиев, глава объединения инвалидов «Намыс».
- У вас просили откат хоть раз? — возмутилась в ответ Бану Нургазиева, начальник департамента общественно-политической работы Министерства культуры и информации — можно сказать, тот самый «уполномоченный орган», который теперь рулит соцзаказом.
Кайрат Иманалиев замолчал — кормящую руку не отталкивают.
Сезон скидок
- Хочу начать с хороших новостей — пионерско-звонким голосом начала Айгуль Каптаева, юрист Центра некоммерческого права ICNL. — Мы недавно провели семинар для таджикской делегации, и они были поражены профессионализмом наших организаций!
- Ну хоть кто-то! — не удержался кто-то в зале, где сидели человек 40 представителей НПО со всего Казахстана.
Настоящей хорошей новостью стало для НПОшников обещание создать реестр поставщиков услуг по госзаказу. Чтобы зашел на сайт — и сразу видно: кто и на что брал деньги у государства и что на них сделал.
Оживился зал, когда к микрофону вышла глава фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова с докладом «Госсоцзаказ: от количества к качеству».
Как обычно, с количеством у нас оказалось все хорошо. Рост по республике за пять лет — 186%. Но вот, например, в Алматы на соцзаказ стали выделять на 62% средств больше, а по Алматинской области — на 11,3%. А по западным областям (Атырауская, Мангистауская) роста — ноль.
Освоение средств тоже не радует: по соцзаказу Минздрава в 2011 году освоено 18% средств, а в прошедшем наполовину 2012‑м — 7%!
Потом Бахыт Ниязбековна обратила внимание на те НПО, которые часто побеждают на конкурсах. И оказалось: все они безбожно демпингуют. Одно НПО выиграло пять раз — обещая дисконт 24%; другое — два раза, снизив цену на 35,5%. Ассоциация молодых депутатов трижды брала грант, в среднем предлагая скидку на 46%! «О каком качестве здесь может идти речь?!» — гремела общественница.
Но и это еще далеко не все.
- Вот лоты, по которым нет данных на сайте госзакупок: кто выиграл грант, как исполнен проект, неизвестно. Лот «Услуги по формированию у населения навыков здорового питания и безопасности пищевых продуктов»: 165 миллионов 764 тысяч тенге на 2011 год, 205 миллионов — на 2012‑й, — озвучила Бахыт Ниязбековна космические цифры, вызвав в зале не то вздох, не то стон — многие НПО живут на гранты в 800 тысяч — миллион тенге. — Я не знаю, какая неправительственная организация может освоить такие деньги. Это должен быть какой-то завод!
Вслед за этим Туменова, как фокусник из шляпы, вытащила письмо вице-министра здравоохранения Эрика Байжунусова. Чиновник в нем предлагает целому списку государственных клиник, медцентров и университетов создать «на базе своих организаций соответствующие профессиональные объединения», а министерство «окажет всяческую поддержку в этом». Оно бы ничего, но вице-министр желает, чтобы эти объединения при госбольницах были «сильными, авторитетными и независимыми (!!), способными активно участвовать во всех реформах, проводимых министерством».
- И эти объединения тоже будут претендовать на гранты! — развела руками в разговоре уже после «круглого стола» Бахыт Туменова. — А ведь они и так получают деньги из госбюджета!
- В прокуратуру это письмо! — раздалось в зале.
Хотя выступления длились не более 10 минут, Бахыт Туменову никто не прерывал. И она рассказала о показательном визите к ней некоего молодого человека. Он был уверен, что получит 13 миллионов тенге по госзаказу («у меня все схвачено»), но вот незадача — своего НПО у парня не было. И он наивно упрашивал главу фонда оформить на себя этот грант, обещая «откатить» 2 миллиона за содействие.
А вот еще был случай. Как известно, у фонда «Амансаулык» с 2008 года работает горячая линия по проблемам здравоохранения. Но грант акимата города на подобный проект получило другое НПО.
- И акимат нам приказал передать все наши данные — анализ звонков и т. д. этому НПО, так как оно выиграло конкурс! — закончила свою речь под аплодисменты коллег Бахыт Ниязбековна.
Не разъяснять, а проверять
«Любопытные» факты обещала взять на заметку Бану Нургазиева, которая выступала следующей.
- Все госорганы должны работать с НПО! — рубила она ладонью воздух. — Эта инициатива правильна только с низов! Формальные — они не нужны! Я вам обещаю!
Информацию о соцзаказе Бану Ганиевна посоветовала искать на сайте www.npork.kz, а о нарушениях сообщать лично ей на адрес [email protected].
Когда настало время для обсуждения, вопросы задавали тоже только чиновнице. Руководитель Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова поинтересовалась, кто формирует перечень проектов по госзаказу — чтобы не были одни «круглые столы» и семинары, чтобы они соответствовали потребностям целевых групп.
Оказалось, тематика определяется не только самими НПО, но и «вышестоящими органами» — то есть дающими гранты министерствами.
Ирина Савостина, лидер движения «Поколения», завела разговор на свою любимую тему КСК:
- С какого перепуга они вдруг стали «некоммерческими организациями»?
НКО — не НПО, объяснила Бану Нургазиева, туда входят и религиозные организации, и СМИ. Они гранты получать не могут, успокоила она.
- КСК не могут, а ассоциации КСК — могут, — заметили из зала.
- А можно выдвигать на конкурс лоты не по разъяснению послания президента — все и так грамотные, прочитать могут, — а на мониторинг его исполнения? — подняла руку Гульнур Хакимжанова, президент ОО «Ассоциация социальных работников, инвалидов и волонтеров».
- Принимается! Великолепно! Будем тематику менять! — чуть не захлопала в ладоши Бану Нургазиева.
Если учесть, что в 2011 году на пропаганду послания был направлен целый миллиард тенге, такой шаг — чуть ли не революция в деле соцзаказа. Совершится ли она?..
More here:
Каждой больнице — свое ОО. И грант им же?