Вчера вечером Абзала Куспанова, представляющего интересы потерпевших жанаозенцев, попытались обвинить в неоплате гостиничного счета и… изнасиловании сотрудницы актауской гостиницы. Инцидент произошел, когда адвокат вернулся с судебного заседания, где рассматривалась апелляционная жалоба на приговор суда в отношении пяти полицейских, стрелявших 16 декабря в жителей города.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Скандал в гостинице был для адвоката настолько неожиданным, что он собрал вещи и уехал из города на поезде. «Просто шок, — объяснил нам свое состояние перед отъездом Абзал Куспанов. — Вообще нет желания больше приезжать в Актау».
Журналисты, работающие здесь, состояние адвоката поняли без лишних слов. Беспардонное прослушивание сотовых телефонов (при включениях соток оператор показывает знак открытого замка), прослушка почти всех квартир, которые снимают общественные наблюдатели (один из владельцев квартир откровенно признался нам в этом), заплевывание дверей квартир, засылка вирусов на ноутбуки и сотовые телефоны — все это в Актау норма.
…Скромная гостиница, где остановился Абзал Куспанов, расположена во 2‑м микрорайоне Актау. Юрист прилетел в Актау из Алматы в 4.00 утра, заплатил за сутки 7 тысяч тенге и в 10 утра отправился в Мангистауский областной суд, где начиналось рассмотрение апелляционных жалоб на приговор суда первой инстанции в отношении пяти полицейских. В этом деле Абзал Куспанов взялся переставлять интересы 74 пострадавших во время беспорядков в Жанаозене.
- В среду мне позвонили и сообщили: в четверг в Актау будет рассматриваться апелляционная жалоба. Я сразу вылетел, — рассказал Абзал Куспанов. — Вернувшись вечером в гостиницу, решил час отдохнуть и ехать за билетом обратно: устал — перелет, бессонная ночь. Стал переодеваться, дверь не закрыл. Вдруг влетает работница гостиницы. Это взрослая женщина, зовут ее, кажется, Гульнара, и начинает кричать, что я не заплатил за номер. Это было настолько неожиданно, что я сильно растерялся. Стал ей объяснять, что за номер заплатил, что я адвокат… Она стала требовать доплаты. Я стал возмущаться. Она стала кричать: «Сейчас разорву на себе одежду и скажу, что ты пытался меня изнасиловать! Ты ничего не докажешь!».
После этого, по словам адвоката, женщина толкнула его в плечо и ему пришлось буквально выбежать в коридор. Сразу после этого Куспанов стал звонить журналистам и знакомым юристам.
- Был, конечно, в шоке. Мы людей вытаскиваем, помогаем и знаем разные ситуации, но впервые я почувствовал, что это такое — быть в положении, когда не можешь ничего сделать, — признался юрист.
На крики прибежал случайно оказавшийся (так он объяснил адвокату) около окон хозяин гостиницы.
- Он спросил: почему я не заплатил? — продолжил рассказ Абзал Куспанов. — Я ему пытался объяснить: «Ты проверь, я заплатил! Разве вы меня поселили бы, если бы я не заплатил за номер?». Но чек, как назло, не взял: в голову не пришло, что такое могут устроить. Хозяин гостиницы потом извинился, сказал: он ни при чем. «Я сам юрист, мне проблем не нужно, уходи». Но когда я ушел, а вернее, просто убежал оттуда, то понял: могут все представить так, что я скрылся с «места преступления».
И действительно, к гостинице уже направлялись два опоновца.
- Мы их видели. С ними, судя по виду, был участковый, — рассказала приехавшая к злополучному отелю юрист Асель Нургазиева. — У нас тоже появилась мысль: уход адвоката Куспанова могут представить как «побег с места преступления». Но, увидев видеокамеру, они быстро ушли. Когда же мы обратились к «пострадавшей» сотруднице отеля, она начала кричать: клиент не заплатил за гостиницу. Мы ее спросили: «А в отношении вас были действия сексуального характера?» Она сразу не поняла, о чем мы говорим. Мы повторили: «Вас пытались изнасиловать?» Женщина стала кричать прямо в видеокамеру: «Да, да! Он пытался меня изнасиловать!» Это, знаете, было что-то…
Абзал Куспанов (кстати, отец троих детей) не сомневается: эту провокацию организовали, а связывает он это со своей активной работой на суде «пяти полицейских». Адвокат добивается, чтобы в отдельное производство выделили уголовное дело в отношении 92‑х полицейских, которые, как было установлено следствием, участвовали в подавлении беспорядков в Жанаозене.
Вчера вечером, когда мы пришли к гостинице, чтобы поговорить с участниками этого инцидента, встретили только владельца отеля (он очень просил не называть его имени). Предприниматель, кажется, не особо расстраивался из-за конфликта с клиентом-адвокатом.
- Наверное, у вас часто бывают такие скандалы? — поинтересовались мы.
- Нет, это впервые, — ответил наш собеседник и прокомментировал поведение своей сотрудницы: — Женщина есть женщина… Я зашел, они ругаются. Она просила заплатить за сутки.
- Так он же в 4.00 утра прилетел и заплатил за сутки проживания.
- Нет. Новые сутки начинаются с 12-ти дня…
Спорить мы не стали. К тому же на горизонте (а было около 20.00) появился новый аким Актау Бакыт Улыкбанов. Это кресло он занял две недели назад. По какому поводу новый глава города оказался около оскандалившегося отеля, мы сразу не поняли. Ну, бывают же такие совпадения!
- Вы кто? Зачем снимаете? — обратился к нам сопровождавший акима Актау секретарь городского маслихата Марат Молдагулов.
Мы объяснили, чуть не спросив: «А вы что здесь делаете?».
- Ну, это частный вопрос, — выслушав историю с «попыткой изнасилования», с облегчением ответил Молдагулов.
- Не думаем, — заметили мы, и на всякий случай (раз уж возможность такая представилась) обратились к акиму: может, он встретится с журналистами и расскажет о социальных проблемах города?
- Не могу, еще в курс дела не вошел, — честно ответил Бакыт Улыкбанов. — Мы обходим старые дома по программе модернизации ветхого жилья. Смотрим, что делать с ними будем. Я с журналистами пока встречаться не буду — пока сам не пойму, какое хозяйство получил.
- Да, надо сначала все дыры посмотреть, — подтвердил Марат Молдагулов и обратился к хозяину гостиницы: «Показывай, что у тебя».
В гостинице, которая занимала часть жилого дома, идет ремонт. Аким осмотрел подъезд дома, к которому примыкал вход в гостиницу, и быстро уехал.
Хозяин гостиницы догнал нас: просил не писать о его гостинице.
- Это мое имя, репутация, — его беспокойство можно было понять.
- Но вы бы подумали еще и о репутации и имени своих клиентов, — что еще мы могли ответить?
Кажется, хозяин гостиницы понял: он «вляпался» в историю.
See more here:
Из Куспанова решили сделать Стросс-Кана?!