Правила секретности территории уже давно привлекают преступников, и созданные секретные компании фигурируют в нескольких расследованиях ICIJ, посвященных офшорным финансам.
На Британских Виргинских островах, популярном налоговом убежище, где правила секретности издавна привлекали преступников, будет введен публичный реестр владельцев компаний, созданных на острове.
Британские Виргинские острова, заморская территория Соединенного Королевства, расположенная к востоку от Пуэрто-Рико, имеют хорошо задокументированную историю злоупотреблений со стороны торговцев наркотиками, коррумпированных политиков и лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Последовательные скандалы, включая разоблачения Международного консорциума журналистов-расследователей, вынудили Британские Виргинские острова увеличить прозрачность.
Эндрю Фахи, премьер-министр и министр финансов Британских Виргинских островов, заявил в сентябре в Палате собрания острова, что его правительство будет работать «над общедоступным реестром бенефициарных собственников компаний», хотя и «с оговорками». Лиз Сагг, министр Великобритании, отвечающая за такие территории, как Британские Виргинские острова, позже написала в Твиттере, что публичный реестр будет принят к 2023 году.
«Каждый раз, когда происходит разоблачение незаконного финансирования во всем мире, всплывает имя Британских Виргинских островов», — сказала Ава Ли, руководитель антикоррупционной кампании некоммерческой организации Global Witness . « Недавняя утечка файлов из FinCEN показала, что по крайней мере 20% случаев, когда банки в США высказывали подозрения в отмывании денег, касались компаний Британских Виргинских островов, и половина компаний, раскрытых Панамскими документами, были зарегистрированы там».
В настоящее время у представителей общественности, журналистов или юристов нет простого способа идентифицировать владельца компании на Британских Виргинских островах. Знание владельца компании может быть ключом к определению того, были ли нарушены законы, и поможет отследить деньги, дома или другое имущество при разводе или другом споре. Страны и правоохранительные органы могут официально запрашивать информацию у Британских Виргинских островов. Однако не все страны могут обращаться с такими запросами, и даже если они могут, получение информации может занять значительное время.
Британские Виргинские острова и созданные там секретные компании играли огромную роль в крупных расследованиях ICIJ с 2014 года.
В 2014 году журналисты определили старшую дочь покойного филиппинского диктатора Фердинанда Макроса как бенефициара траста Британских Виргинских островов в рамках расследования Offshore Leaks . Позже официальные лица заявили, что они изучат, были ли активы, раскрытые ICIJ, частью примерно 5 миллиардов долларов, накопленных ее отцом в результате коррупции. ICIJ также выявил компании Британских Виргинских островов, принадлежащие сыновьям бывшего президента Южной Кореи, замешанные в скандале с уклонением от уплаты налогов, и бывшего правителя Китая Вэнь Цзябао .
Расследование Swiss Leaks в 2015 году показало, что HSBC Private Bank в Швейцарии помогал клиентам создавать компании-пустышки на Британских Виргинских островах, чтобы обойти новый налоговый закон. ICIJ сообщил, что многие из тех, у кого есть секретные банковские счета в швейцарском банке, дополнительно защищают свою личность, используя банковский счет под названием компании на Британских Виргинских островах, а не на свое собственное имя .
Согласно проведенному ICIJ анализу просочившихся файлов, которые легли в основу расследования Панамских документов 2016 года, Британские Виргинские острова были предпочтительной юрисдикцией в отношении секретности для клиентов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca . Mossack Fonseca создала более 113 000 компаний на Британских Виргинских островах, опередив Панаму как наиболее популярную налоговую гавань.
В 2017 году ICIJ также выявил недостатки в ведущей юридической фирме Appleby, офис которой находится на Британских Виргинских островах. Согласно документам, полученным ICIJ в рамках расследования Paradise Papers, внутренние проверки обнаружили пробелы в документах юридической фирмы и несовершенные знания о клиентах с высоким уровнем риска .
Последнее расследование ICIJ, FinCEN Files , показало, что некоторые из самых прибыльных банков мира регулярно обрабатывают деньги для компаний в налоговых убежищах, владельцы которых неизвестны. Согласно анализу ICIJ, каждый пятый отчет о подозрительной деятельности, поданный банками и рассмотренный в рамках расследования FinCEN Files, содержал клиента с адресом на Британских Виргинских островах .
Другие налоговые убежища Великобритании получили смешанные новости в этом месяце.
Ангилья, крошечный остров с населением 17 000 человек, была внесена в черный список стран и территорий Европейского союза, которые не соответствуют стандартам прозрачности, справедливого налогообложения и обязательств в соответствии с мировыми нормами. В прошлом месяце ICIJ сообщил, что Ангилья , официальные лица которой когда-то поддерживали тесные отношения с разоблаченной скандалом юридической фирмой Mossack Fonseca, понизила отдельный глобальный индекс прозрачности.
В том же заявлении ЕС европейские министры исключили Каймановы острова из списка Каймановых островов, которые имеют нулевую ставку корпоративного налога и получили десятки миллиардов долларов прибыли из США, в том числе от таких известных компаний, как Coca-Cola и Pfizer. Территория является «крупнейшим Enabler финансовой тайны в мире,» согласно индексу финансовой тайны некоммерческого Tax Justice Network,.
Эксперты и члены Европейского парламента выразили недоверие к решению предоставить Каймановым островам чистый счет здоровья и обеспокоенность тем, что использование списков для наказания небольших налоговых гаваней освобождает такие страны, как Швейцария, Люксембург и Нидерланды.
«Черные списки, серые списки или белые списки — списки любого рода — вызывают разногласия и приводят к обратным результатам», — сказал Афтон Титус, профессор права Кейптаунского университета. «Этот процесс связан не столько с обеспечением глобальной налоговой прозрачности и глобальной налоговой справедливости, сколько с созданием механизма публичной защиты интересов промышленно развитых и развитых стран, таких как страны ЕС», — сказал Титус ICIJ.
«Насколько заслуживает доверия« черный список налоговых убежищ », который включает в себя такие небольшие страны, как Фиджи, Самоа, Тринидад и Тобаго, и исключает или освобождает от уплаты налогов некоторые из крупнейших налоговых убежищ в мире, которые оказались в центре недавних крупных налоговых скандалов, отмеченных в Paradise Papers и Panama Papers ? » сказала Лилиан Муан , преподаватель Университета Ковентри в Великобритании. «Процесс создания черного списка — это еще один пример того, как могущественные страны хотят играть роль судьи и присяжных, одновременно защищая статус-кво».
Уилл Фитцгиббон
Источник: https://www.icij.org/