В России набирает обороты скандал, который журналисты уже успели назвать «лесное дело». Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, как утверждает «Новая газета», вывез шеф-редактора этого издания Сергея Соколова в лес, где угрожал ему убийством.
Автор: Михаил КРАБОВ
Конфликт председателя СК РФ Бастрыкина с Соколовым начался после того, как журналист резко раскритиковал российские власти и правоохранительную систему после мягкого приговора, вынесенного Сергею Цеповязу, замешанному в убийстве 12 человек в кубанской станице Кущевская.
Доктору юридических наук, профессору, генерал-полковнику юстиции, дважды орденоносцу («За заслуги перед Отечеством» IV и II ст.), председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину не понравилась газетная публикация. Не целиком, только пара маленьких абзацев — из тех, что прежде назывались нарративами, но с недавних пор стали именоваться «оценочными суждениями».
Вот эти, о причинах, как посчитал журналист, несоразмерно малого наказания (150 тыс. руб. за сокрытие вещдоков о дюжине убийств, совершенных т. н. «бандой Цапка») бывшего депутата райсовета станицы Кущевская Сергея Цеповяза:
Раздувал щеки глава Следственного комитета Бастрыкин, ярился президент… Какие обещания раздавались, сколько большезвездных погон десантировалось в Краснодар… Теперь очевидно: либо бандиты с ментами и прокурорами обо всех вытерли ноги, либо все это было не больше, чем операция по укрывательству.
Вы еще не поняли — в нашей стране иная власть: не Путин, сидящий на своих дутых процентах, не гомеричные Чайка с Бастрыкиным, не все эти Грызловы и Патрушевы. Все они — просто обслуга бессчетного количества российских цапков. Цапки — опора их власти, а они — опора цапковского бизнеса.
(«10 тысяч с небольшим рублей за одну жизнь — это прейскурант государства», Сергей Соколов, «Новая газета», 4 июня 2012 г.)
Вместо того чтобы отправиться за утешением в суд либо по общероссийской привычке вовсе не обратить внимания на случившееся, Александр Иванович пригласил автора прокатиться. Сначала на оперативное совещание в Нальчик, где приглашенный в президиум Соколов принес извинения за «эмоциональный перехлест», но тут же начал задавать вопросы о ходе расследования и был попросту выгнан Бастрыкиным из зала.
Затем — в подмосковный лесок, в глуши которого глава СК экспрессивно высказался о наболевшем. Экспрессия оказалось такой, что Сергей Соколов счел необходимым временно уехать из России.
О «лесном разговоре» чиновника и журналиста стало известно 13 июня из открытого письма главреда «Новой» Дмитрия Муратова, потребовавшего гарантий безопасности для Соколова и остальных сотрудников редакции. Однако еще 11 июня во время массовых обысков у активистов «несистемной» оппозиции зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Александр Хинштейн сообщил через «Твиттер»: «Следственные действия, которые проводятся сегодня, — последняя попытка Бастрыкина сохраниться. День-два — и с ним начнется беспрецедентный скандал. Он ждет».
Содержательная часть комментария Хинштейна «Эху Москвы» после письма Муратова была короткой: «…эта ситуация не имеет аналогов, она абсолютно беспрецедентна… на моей памяти еще не было случаев, чтобы руководитель правоохранительного органа… впрямую угрожал журналисту убийством… Я полагаю, что в эту ситуацию должен вмешиваться президент и начинать какое-то разбирательство… мне кажется, что после таких событий он не может оставаться руководить таким органом».
Вечером 13 июня Бастрыкин еще сохранял свой пост, более того, его покой тщательно оберегался полицией.
Возмущенные выходкой главы СК журналисты «Эха Москвы» и «Ежедневного журнала» вышли на одиночные пикетирования, согласно закону не требующие уведомлений, но все были задержаны. В пресс-службе ГУ МВД Москвы пояснили, что журналистов задержали за проведение несанкционированного мероприятия, отметив особо, что они пришли на акцию «не как представители СМИ, а как ее участники и организаторы».
Проще говоря, журналистов задержали за то, что они — люди. Действующему законодательству это пока противоречит, но до парламентских каникул соответствующую поправку можно успеть принять.
То есть за то, что случилось в подмосковном лесу, пока наказаны лишь журналисты, потребовавшие тщательного расследования фактов, изложенных в публикации в «Новой газете»…
От редакции: российские СМИ дружно встали на защиту коллеги, требуя начать расследование инцидента. А наблюдатели заговорили о том, что силовые ведомства в России в последнее время начали чувствовать все большую власть и безнаказанность. Об этом, в частности, говорят «Ведомости». Есть ощущение, что силовики получили от обитателей Кремля, раздраженных протестами, карт-бланш на борьбу с оппонентами президента. Отсюда — майская охота полицейских за гуляющими по Москве гражданами, принятие драконовских штрафов за участие в митингах, аресты митинговавших, обыски известных в стране людей, проведенные в унизительной форме, следом скандал с журналистом Соколовым и задержание тех, кто пришел 13 июня поддержать коллегу к зданию Следственного комитета России.
Read the article:
За лесной базар в ответе журналисты?