Люди гибнут — стройка идет. Вырубка леса близ Республиканской детской клинической больницы в Карасайском районе Алматинской области, несмотря на произошедшую трагедию и пристальное внимание общественности к этому месту, продолжается. Лесорубы кидаются на журналистов, заявляя, что те мешают им работать. Хозяева земли уверяют, что у них есть все разрешения. Сельчане же имеют на руках документы из районной прокуратуры о том, что вырубка незаконна.
Автор: Шарипа ИСКАКОВА
Когда в редакцию позвонил житель поселка Тастыбулак Серик Казакпаев и сказал, что неподалеку продолжается вырубка леса, мы не поверили своим ушам. Прошло всего четыре дня с момента, как был найден убитым активист Нурлан Утеулиев, боровшийся за сохранность этого леса.
Напомним, незадолго до трагедии на него с топорами кидались лесорубы, а участковый обещал пристрелить. Еще идет следствие по делу. И хотя в гибели Нурлана подозревают его родственника, никто из жителей поселка, знакомых, соратников по экологическому движению и даже родных убитого не верят в версию, выдвинутую полицейскими.
После такого скандала, чтобы не нагнетать социальное напряжение, руководство Карасайского района, казалось бы, должно было как минимум приостановить стройки на территории больницы. Но приехавшие на место журналисты «Республики» убедились, что ни чиновникам Карасайского районного акимата, ни руководителям правооохранительных органов до социальных волнений нет никакого дела. Не обращая внимания на гостей, работали и лесорубы. Они вовсю пилили деревья и махали топорами.
Заметив нас, мужики побрасали свои инструменты, а их бригадир стал кому-то звонить по мобильному. Затем подошел к нам, на просьбу представиться не отреагировал и стал совать свой телефон со словами: «С вами хочет поговорить хозяйка».
А когда журналист не отрегировал на его действия, которые напоминали казахские понты в стиле «Баке, Маке, Нуреке», бригадир стал очень агрессивным. Размахивал руками, кричал, что все законно и мы, журналисты, мешаем им работать. Оскалился работяга и на сопровождавшего нас активиста Серика Казакпаева.
- Ты уже достал нас! Я тебя предупреждаю, ты когда-нибудь доиграешься! — угрожал мужчина, так и не назвавший своего имени.
Свою агрессию он стал сдерживать только после того, как мы сделали ему замечание и попросили разговаривать с нами в нормальном тоне. Как только «любезности» у бригадира закончились, мы наконец смогли узнать, кто является хозяином земли, на которой ведутся работы.
Владелицей земли оказалась Бакыт Тулегенова. Как следует из бумаг, разрешение на индивидуальное строительство в этом месте она получила уже в 2013 году. Хотя жители поселка Тастыбулак располагают постановлением прокуратуры от 2012 года, в котором сказано, что вырубка леса и постройка домов на этой территории запрещены. Кто в таком случае врет?
Как рассказал брат убитого Нурлана Утеулиева, представители экологической прокуратуры встречались с Нурланом за два дня до его смерти и при акиме района уверяли активиста, что на территории леса больше никакого строительства вестись не будет.
Во время рейда нам удалось поговорить по телефону с хозяйкой участка.Она отчитала журналистов за то, что мы мешаем ей строить дом, и заверила, что все разрешения она получила законно. На вопрос, как такое могло произойти, если прокуратура запретила индивидуальное строительство на территории леса, она ответила: «Ничего подобного, никто нам не запрещал».
Г‑жа Тулегенова заявила также, что все активисты — борцы за экологию — шантажисты, которые зателяли шумиху, чтобы вымогать у таких порядочных граждан, как она, деньги. И при этом сказала, что у нее есть доказательства этих обвинений.
Но когда мы стали выяснять у бригадира лесорубов, при каких обстоятельствах Серик Казакпаев вымогал у него деньги, выяснилось, что этот вариант решения проблемы ему предложил один из хозяев уже построенного коттеджа.
- Наш сосед, который живет вон там, — показал бригадир на один трехэтажных домов, подошел ко мне и сказал: «Да сунь ты этому Серику 200 000 тенге и он от тебя отстанет».
Сам Серик Казакпаев не удивился такому повороту дел.
- С 2009 года что мы что только в свой адрес не слышали: были и угрозы об убийстве, и обвинения,что мы вымогаем деньги у хозяев коттеджей. Мы уже привыкли к такого рода выпадам, поэтому старемся не обращать на это внимание, — сказал он.
К этому времени лесорубы уже ретировались и оставили после себя «улики».
«Республика» будет сделить за ходом событий. Надеемся, что угрозы в адрес Серика Казакпаева не будут реализованы.
Оригинал статьи: