Прошел еще один год нашего 27-летнего блуждания по пустыне авторитарного транзита
Если следовать библейской традиции, согласно которой Моисей 40 лет водил свой народ, то осталось еще 13. Не дай Бог! Не доживу.
В части политики никаких изменений – во власти все те же, а потому и в жизни все то же да по тому же. Стабильно знакомые лица, привычные речи и обещания, наглая сытость и оторванность от нужд и проблем простых людей. В этом плане год вполне обычный, как и все предыдущие.
В экономике кое-что изменилось, особенно после последней девальвации. Цены весь год росли, а зарплаты практически нет. В итоге казахстанцам все труднее сводить концы с концами. Кризис, о котором в свое время объявил президент, так и не рассосался и, похоже, стал хроническим. Так что затянутые, по просьбе Назарбаева, ремни в следующем году, видимо, придется затянуть еще потуже.
Продолжилась тенденция по ограничению прав и свобод граждан. Проведение митингов и просто публичных акций де-факто в стране запрещено именно в прошедшем году.
Напряг с оппозиционными партиями – осталась одна, и та затаилась где-то в засаде.
Правда, были движения со стороны ДВК (запрещенного в Казахстане как экстремистского. – Ред.), которое периодически пыталось провести публичные акции. Но они на корню пресекались полицией. Можно сказать, это фишка года.
Из независимой прессы остались две газеты – в Уральске и Алма-Ате. Этакий реликт эпохи разгула демократии в 90‑х.
Вся активная общественная жизнь перекочевала в соцсети. Там пока еще можно обмениваться взглядами и выражать свои мнения, расходящиеся с официальной точкой зрения. Хотя уже не всегда. Того же Аблязова, проводившего свою агитацию в соцсетях, весь год блокировали с завидным постоянством.
Из позитивного можно отметить возмущение пользователей соцсетей в ситуации с изнасилованным мальчиком из Южно-Казахстанской области, благодаря чему удалось добиться наказания и снятия с должностей чиновников, не принявших необходимых мер по этому делу.
Столь же резонансной оказалась волна возмущения, вызванная убийством олимпийского чемпиона Дениса Тена. Проведенная в соцсетях кампания с требованием отставки министра МВД продемонстрировала редкое единодушие в оценке работы казахстанской полиции. И не важно, что министр остался на своем месте. Это стало хорошей репетицией для гражданского общества на будущее.
Год запомнится протестом против строительства курорта «Кок-Жайляу», показавшим, что алмаатинцы уже созрели для предъявления претензий к городским властям, и в то же время что власти могут себе позволить не считаться с мнением общественности.
А еще 2018 год подтвердил, что никакого транзита власти в Казахстане не предвидится. Что все это досужий треп потерявших нюх политологов и экспертов. Президент Назарбаев не собирался и не собирается расставаться с властью.
В лучшем случае он просто поменяет схему управления, пересев в кресло председателя Совета безопасности, сохранив при этом за собой всю полноту власти и посадив в кресло президента свою дочь. В худшем – все останется на своих местах.
А это означает, что, по большому счету, и в 2019 году никаких принципиальных изменений в жизни страны не предвидится. Если, конечно, не случится что-то экстраординарное. Ну, вы понимаете…
Лично я, прощаясь с уходящим годом, встречаю новый с надеждой, что он станет последним для Казахстана в затянувшемся блуждании в «транзите» неопределенности. Хватит блуждать на задворках цивилизации! Пора определяться с вектором развития. Либо мы пытаемся реально «двигаться в Европу», либо – вслед за путинской Россией будем безуспешно пытаться «вставать с колен», не понимая, что в другой позе такие политические режимы не существуют по определению.
27.12.2018
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан