Традиционно парламент, даже возмущаясь отдельными действиями правительства, все-таки ратифицирует представленные международные соглашения. Но вдруг депутаты кардинально изменили свое мнение. Сенаторы отклонили представленный им законопроект «О ратификации Соглашения в форме обмена нотами между Республикой Казахстан и Организацией Североатлантического Договора об участии в деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане».
Вице-министр обороны Асет Курмангалиев убеждал депутатов, что соглашение это — только на благо всем. Во-первых, собственно основанием направления международных сил в Афганистан «явилось обращение временного правительства Афганистана в ООН об оказании помощи в обеспечении безопасности до восстановления постоянно действующих правительственных институтов». Во-вторых, казахстанский контингент, согласно достигнутым договоренностям, должен работать только в штабе международных сил содействия безопасности.
- Контингент будет состоять из офицеров системы обеспечения, а не из боевых подразделений, они не будут участвовать в боевых действиях, — уверял он.
В принципе же сам факт участия Казахстана в подобных операциях, говорил, вице-министр, пойдет стране только на пользу:
- Во-первых, это позволит подтвердить приверженность Казахстана целям и принципам ООН, во-вторых, укрепить лидирующие позиции Казахстана в Центрально-Азиатском регионе, как первого государства, откликнувшегося на призыв международного сообщества, — доказывал сенаторам г‑н Курмангалиев. — В‑третьих, приобрести опыт работы в международных миротворческих кооперациях, который будет использоваться в развитии вооруженных сил. Более того, нахождение наших офицеров в штабе международных сил позволит получать достоверную информацию о международных террористических организациях и их деятельности, что, в свою очередь, позволит своевременно принимать необходимые меры по предупреждению террористических актов.
Однако депутаты решили иначе. В прошлом министр обороны, нынешний сенатор Мухтар Алтынбаев, заметив, что Казахстан «вносит огромный вклад в дело сохранения безопасности мира и согласия в мире, предлагая мировому сообществу все новые и новые программы», а Афганистану помогает и практически, оказывая, в частности, гуманитарную и другую помощь, твердо заявил:
- Настоящее соглашение направлено на регулирование порядка использования военнослужащих для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности. А согласно пункту 5 статьи 53 Конституции, по данному вопросу решение принимается на совместном заседании палат парламента. Уважаемые депутаты, с учетом вышеизложенного, комитет по международным отношениям, обороне и безопасности вносит предложение отклонить в целом данный законопроект и вернуть его в Мажилис парламента.
Вице-министр обороны с такой постановкой вопроса не согласился. По его мнению, соглашение никак не противоречит конституции, поскольку названная депутатом Алтынбаевым статья «устанавливает полномочия парламента на принятие решения об использовании вооруженных сил в выполнении международных обязательств».
- То есть конституцией установлена процедура применения вооруженных сил в данных условиях. Соглашение регламентирует условия участия государства в миссии МССБ. Таким образом, данные два документа являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу, — рассуждал вице-министр. — Применение норм статьи 53 необходимо в случае принятия решения об использовании боевых подразделений вооруженных сил. Но и в этом случае возникает необходимость ратификации соглашения. То есть ратификация соглашения не дает нам право направлять в Афганистан боевые подразделения. Это возможно только на основании решения парламента, в соответствии с подпунктом 5 статьи 53. В данном случае речь идет о направлении не подразделений вооруженных сил, а отдельных военных специалистов по интересующим нас сферам, поэтому для их направления достаточно ратификации соглашения.
«Военное толкование» главного закона страны сенаторов не убедило. Они стояли на своем.
- Речь идет не только о предоставлении воздушного пространства для перевозки военнослужащих и техники стран-членов НАТО, но об участии военнослужащих нашей страны в деятельности международных сил в содействии безопасности в Афганистане, — подчеркнула Светлана Джалмагамбетова. — Я думаю, мы это проходили. Многие годы бесславного вмешательства в дела Афганистана Советского Союза не принесли мира этой стране. Кроме погибших и раненых солдат, которых мы до сих пор не можем оказать необходимую помощь и поддержку. Я понимаю, что есть резолюция Совета Безопасности ООН, призывающая государства-члены ООН предоставить персонал, оборудование и другие ресурсы международным силам в содействии безопасности в Афганистане. Но мы же не будем по их призыву бомбить Ливию? У нашей страны свой путь, своя политика. В отношении Афганистана она четко определена. Помощь стабилизации этой стране путем оказания гуманитарной помощи. Нужно придерживаться и дальше этой политики.
Кстати, депутат Джалмагамбетова заметила одну, весьма существенную «нестыковку». Хоть вице-министр обороны и уверял, что речь в соглашении идет лишь об отправке четырех военнослужащих — штабных офицеров, депутат разглядела в документах совсем другое. На самом деле, в нотах речь идет «вообще о воинском контингенте».
- Там так и написано: РК несет ответственность за транспортировку личного состава своего контингента, их оружия, оборудования, без расходов со стороны НАТО, обеспечивает свой личный состав питанием, проживанием, снаряжением, оружием и т.д. То есть речь идет о воинском контингенте, о постепенном ввязывании в военные действия РК в Афганистане. Этого допустить нельзя. Ведь сегодня США думают о том, как бы вывести войска из Афганистана, и все решают эту проблему. Стоит ли продержать столько времени, и в последний момент так испортить репутацию нашей страны? Даже если будут направляться штабные офицеры, они не сделают погоды, только увеличат число стран — участниц конфликта в Афганистане, — твердо стояла на своем г‑жа Джалмагамбетова.
- Казахстан гордится самым высшим своим достижением — это миром и спокойствием на казахстанской земле, — поддержал и сенатор Тасбай Симамбаев. — Поэтому мы должны сохранить как зеницу ока мир и согласие, и у нас концептуальная внешняя политика — это нейтральная позиция должна быть. Я думаю, это будет правильное решение, если мы не будем посылать контингент туда, займем нейтральную позицию. Это отвечает чаяниям казахстанцев. Общественное мнение как раз просит нас, депутатов, о том, чтобы мы отклонили данный законопроект.
Сенаторы пошли навстречу общественному мнению. Большинством голосов они отклонили законопроект, и направили его в Мажилис.
Excerpt from:
Законотворцы желают нейтралитета