Сегодня из колонии-поселения ОВ 156/13 были освобождены директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис и журналист газеты «Время» Тохнияз Кучуков. В 10.30 утра они вышли из ворот учреждения, где их ждали коллеги Жовтиса из бюро и представители СМИ.
Автор: Андрей ЕФИМОВ
Первым заговорил Тохнияз Кучуков: «Мы на свободе, а это главное!» Евгений Александрович зачитал текст своего заявления, который он подготовил заранее.
- Прежде всего хочу еще раз выразить свое искреннее сожаление и соболезнование родственникам Каната Молдабаева, невольным виновником гибели которого в результате трагического стечения обстоятельств в дорожно-транспортном происшествии я оказался, — сказала правозащитник. — Благодарю мать погибшего — Райхан за ее слова прощения, которые очень много значат для меня. Большую и неоценимую поддержку в этот трудный период оказали мне, помимо моей семьи и близких людей, сотрудники нашего Бюро по правам человека, особенно одна из учредителей бюро Жемис Турмагамбетова, руководители и члены незарегистрированной партии «Алга», ОСДП «Азат», Коммунистической партии, казахстанских и международных правозащитных организаций, журналисты газет «Голос республики», «Взгляд», «ДАТ», «Правда Казахстана», особенно газеты «Время», много гражданских активистов и простых людей — как в Казахстане, так и за рубежом.
Также Евгений Жовтис высказал слова поддержки находящимся в заключении Наталье Соколовой, Арону Атабеку, арестованным Владимиру Козлову, Игорю Винявскому, Серику Сапаргали, Айжангуль Амировой, другим политическим активистам, журналистам и правозащитникам, которые оказались «фигурантами» (Евгений Александрович подчеркнул, что взял это слово в кавычки) тех или иных уголовных дел.
- Желаю им мужества, стойкости и надежды на справедливость, даже в самых безвыходных ситуациях, — отметил правозащитник.
По его словам, за прошедшие почти два года заключения он ни в чем не изменил своих взглядов, своего отношения к происходящим в стране и мире процессам, своих представлений о свободе и справедливости и собирается отстаивать их и дальше.
- В то же время колония — это не санаторий, мне нужно немного отдохнуть и восстановить здоровье. Прежде чем вернуться к активной деятельности, мне нужно осмотреться, войти в курс дел, лучше понять происходящее. На это понадобится время, — заключил Евгений Жовтис.
После прочтения текста Жовтис и Кучуков ответили на вопросы журналистов. Вопрос от «Республики» касался Игоря Винявского, главного редактора газеты «Взгляд». В частности, законно ли то, что Лане Винявской, которая имеет статус общественного защитника своего супруга Игоря, разрешают свидания с ним только в присутствии некоего наблюдателя.
- Ответ очень прост: сомнений нет, что это незаконно. Я был общественным защитником у Сергея Дуванова и пользовался абсолютно теми же правами, что адвокат. Защитник в данном случае не является лицом с отдельным статусом, он пользуется теми же правами, что адвокат, в том числе правом на свидания без ограничений и в условиях конфиденциальности. В Уголовно-процессуальном кодексе нет статьи «адвокат», а есть «защитник». Им может быть либо адвокат, либо близкий родственник.
Кроме того, освободившиеся сказали, что пробудут в Усть-Каменогорске до вторника. Говорят, нужно встретиться с коллегами, друзьями, теми, кто также был освобожден по амнистии из колонии ОВ-156/13.
- Может, съезжу в Семипалатинск, — поделился планами Евгений Жовтис. — А вообще, я испытываю какую-то грусть от всего происходящего. Грустно от того, что я увидел внутри учреждения, — эта система не просто никого исправить и перевоспитать не может. Она может вызывать только ненависть и озлобление. Все построено на унижении человеческого достоинства. Я в какие-то моменты даже думал, что многие из тех людей, кто отбывал наказание в колонии-поселении для неосторожников, гораздо лучше по человеческим качествам и тоньше, образованнее, в чем-то умнее, нежели те, кто их «перевоспитывает». По тому, как они ведут себя в какие-то моменты, как они поддерживают друг друга.
Жовтис признался, что моральная поддержка со стороны друзей и единомышленников много для него значила, и поэтому он призывает как можно больше поддерживать тех активистов, кто сейчас оказался под следствием.
- Очень тяжело, когда ты отрезан от внешнего мира, особенно от информации, — отметил Евгений Александрович. — Поэтому надо использовать любые контакты. В других странах используют в качестве каналов связи депутатов и адвокатов. У нас пока с этим проблемы. А о себе скажу, что внутри меня почти ничего не изменилось. Наверное, я стал больше реалистом.
Евгений Жовтис и Тохнияз Кучуков признались, что никогда не были любителями спиртного. Но сейчас первым делом они хотят поднять стаканы за освобождение.
Continue Reading:
Жовтис и Кучуков: «Мы на свободе, а это главное!»