Астана демонстрирует сильную нервозность после беспорядков в Жанаозене, что может превратить рутинные выборы в парламент в фактор риска, считают наблюдатели в Германии.
в Казахстане 15 января пройдут досрочные парламентские выборы. Руководство страны в лице президента Нурсултана Назарбаева еще в ноябре 2011 года четко обозначило цель, которой хочет добиться по итогам голосования — наряду с пропрезидентской партией “Нур Отан” провести в нижнюю палату парламента (мажилис) вторую партию.
В силу предсказуемости результата кампании и слабости института парламентаризма в Казахстане голосование могло и вовсе пройти незамеченным. Если бы не недавний взрыв недовольства на западе страны в городе нефтяников Жанаозен, в ходе подавления которого, только по официальным данным, было убито 16 человек.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Беспорядки в ЖанаозенеПосле нескольких месяцев, в течение которых власти Казахстана игнорировали проблемы нефтяников, теперь, по выражению одного из алма-атинских наблюдателей, Астана прекратила блокировать информацию из Жанаозена и тем самым “легализовала внутри страны обсуждение случившейся трагедии”. Итогом этого стали активные дискуссии в казахстанском интернете.
Мятежный Жанаозен к урнам не допустят
Сначала единственной деталью, которая как-то нарушала рутинность процесса волеизъявления граждан, было то обстоятельство, что парламентские выборы были досрочными. Теперь беспорядки в Жаноозене превращают то, что должно было стать рядовым событием, в фактор риска, считает немецкий журналист Маркус Бенсман (Markus Bensmann). По его мнению, избиратели могут преподнести неприятный сюрприз правящей партии “Нур Отан”.
Нынешние парламентские выборы станут особенными уже хотя бы потому, что в Жанаозене голосования не будет. В городе, где до 31 января действует режим чрезвычайного положения (ЧП), выборы проводить нельзя, решил Конституционный суд страны. Самое интересное, что речь идет не о том, чтобы отложить голосование, жителей мятежного города просто лишили права избирать депутатов мажилиса.
По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после слов председателя Конституционного суда Игоря Рогова, заявившего, что “права избирать и быть избранным не являются абсолютными и могут быть законодательно ограничены”. Правда, Центризбирком Казахстана намерен сделать исключение и дать возможность жителям Жанаозена после отмены режима ЧП проголосовать на выборах в местные органы власти (маслихаты).
“Чрезвычайная нервозность в Астане”
Власти Казахстана столкнулись в случае Жанаозена с совершенно новой для себя ситуацией и до сих пор не могут с ней справиться, считает немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment). Действия Астаны Эшмент охарактеризовала как “чрезвычайно нервозные”.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Президент Казахстана Нурсултан НазарбаевАтмосферу нервозности создает прежде всего глава государства своей непоследовательностью и резкостью шагов, уверена Эшмент. Сначала Нурсултан Назарбаев позволил себе уехать в Москву для подписания документов о создании Единого экономического пространства, несмотря на события в Жанаозене, и сразу обвинил в произошедшем “хулиганов”, подстрекаемых из-за рубежа.
А спустя неделю тот же Назарбаев посетил Жанаозен и быстро нашел “козлов отпущения”, включая собственного зятя Тимура Кулибаева. Именно последнего многие наблюдатели, в том числе и в Германии, считают наиболее вероятным преемником Назарбаева на посту президента. После поездки в Жанаозен поменялась и риторика главы государства, назвавшего требования нефтяников “справедливыми”.
“Дела много лет шли не лучшим образом”
Продление режима ЧП до 31 января без объяснения причин Беате Эшмент считает еще одним решением, принятым в “атмосфере нервозности”. “Дело в том, что у Астаны нет опыта разрешения подобного рода трудовых конфликтов”, — объясняет Эшмент. Многие обозленные нефтяники теперь не хотят уступать ни на йоту. Но без достижения компромисса проблему не решить: власти тоже не могут полностью выполнить требования бастующих, ибо это, по мнению эксперта, угрожает стабильности самого государства. “Так что конфликт еще долго будет тлеть”, — резюмировала Беате Эшмент.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Нефтяники “Казмунайгаза” перешли к постоянной забастовке летом 2011 года“Ведь проблема возникла не вчера, дела в этом регионе много лет шли не самым лучшим образом”, — замечает немецкий эксперт. С одной стороны, говорилось о миллиардных инвестициях в инфраструктуру и социальное обеспечение Мангистауской области — нефтедобывающего региона Казахстана. С другой — многие нефтяники оказались у черты бедности. В официальных сообщениях регулярно подчеркивалось, что у них высокие зарплаты, а на практике размер зарплат далеко не всегда был впечатляющим. К тому же расположенный вдали от основных экономических центров Жанаозен — город с очень высокими ценами, о чем обычно умалчивалось.
Вместе с тем аналитики отмечают, что протесты нефтяников остались локальной проблемой, далекой для подавляющего большинства казахстанцев. К тому же нефтяники не поднимали политические вопросы, делая акцент исключительно на экономических неурядицах. “Попытки оппозиции каким-то образом привлечь нефтяников на свою сторону тоже провалились”, — признает Беате Эшмент. По ее выражению, это обстоятельство власти Казахстана постараются использовать, чтобы как можно скорее вернуться к обычной политической повестке дня.
Автор: Михаил Бушуев
Редактор: Владимир Дорохов
Источник: www.dw-world.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Read More:
Жанаозен изолируют от выборов в казахстанский парламент