Извлечь уроки трагедии и не дать жертвам Жаназена и Шетпе стать напрасными — такой лейтмотив звучал на Дне памяти в Алматы во Дворце спорта сегодня. Страшные дни декабря 1986 и 2011 годов вспоминали около 400 человек, собравшиеся во дворце спорта имени Балуана Шолака.
Автор: Таисия АФИНИДИ
День памяти, как сказано в пригласительной листовке, был организован Булатом Абиловым, Мухтаром Шахановым, Жумадиловым, Толегеном Жукеевым, Темирханом Медетбеком, Габбасом Кабышевым, Софы Сматаем, Рысбеком Сарсенбайулы, Ермуратом Бапи, Гульжан Ергалиевой, Маржан Аспандияровой и Мухтаром Тайжаном.
Фотовыставка в фойе дворца яснее всяких слов рассказала историю забастовки — от ее начала до трагического конца. Черные от загара лица нефтяников на площадях, приезд Болата Атабаева и Жанболата Мамая к бастующим, голодовка, аресты и наконец тела погибших в морге Жанаозена — около каждого стенда толпились люди.
В какой-то момент пришедшие устремились к двум сотрудницам газеты «Голос республики»: они раздавали свежий номер «Азата» — издания, на страницах которого газета вышла уже третий раз. (Напомним, согласно определению суда, вынесенному по иску прокуратуры к «единому СМИ», включающему газету «Голос республики», выход газеты запрещен.) Разворачивая бледные страницы отпечатанной на ризографе газеты на скрепке, читатели искали материалы о Жанаозене.
Пока пришедшие рассаживались в зале, со сцены звучала музыка. Квартет домбристов — настоящие виртуозы — даже сорвали аплодисменты зала.
Когда музыканты ушли со сцены, на экране появились кадры из двух фильмов: «Аллажар» — о событиях 1986 года, где документальные кадры сменялись игровыми сценами, и документальной ленты о Жанаозене и Шетпе.
Картина за картиной показывали, как нарастало напряжение, как нефтяники пытались быть услышанными: за 169 дня до трагедии, за 135 дней, за 32 дня.
- Они нам хотели все объяснить через запугивание, психологические атаки, стрельбу, — говорит в кадре рабочий в спецовке «КазМунайГаза». — Не только нам, а всем казахстанским рабочим.
Зрители наблюдали, как накануне бойни аким Жанаозена во всеулыслашанье заявляет: «Я даю гарантию, что никакого кровопролития не будет. Они поставят юрты, мы туда войдем и будет угощение».
Заканчивали фильм кадры расстрела, обошедшие благодаря Интернету весь мир и убедившие даже самых упорных циников, что полиция действительно расстреливала безоружных убегающих людей.
На сцену вышел политик Булат Абилов со словами:
- Никогда в истории казахской степи власть не поднимала руку против своего народа. Но в новейшей истории это произошло. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить эти события, чтобы никогда их не забывать. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память настоящих батыров, помолиться за них.
Пришедшие почтили память жерств Жаелтоксана, жанаозена и Шетпе минутой молчания.
На протяжении мероприятия на сцену выходили политики, общественные деятели, гражданские активисты, поэты и писатели. Ведущие — Булат Абилов и Рысбек Сарсенбайулы приглашали на сцену Мухтара Шаханова, Николая Кремениша и многих других. Каждому было сказать об уроках трагедии.
- Я хотел несколько слов добавить о судебных процессах, прошедших после Жанаозена, — сказал в завершении встречи Булат Абилов. — Наша задача — бороться, чтобы нефтяники и Владимир Козлов были на свободе.
Организаторы назвали поименно всех, кто так или иначе помогал нефтяникам, боролся против произвола, освещал забастовку в прессе, в том числе журналиста газеты «Голос республики» Жанар Касымбекову.
В конце Дня памяти Амиржан Косанов предложил присутствующим спеть гимн — без фонограммы. Участники с воодушевлением присоединились к политику.