Как президентские выборы США влияют на Казахстан
«Пока США озадачены президентскими и парламентскими выборами в других странах, их собственные президентские выборы волнуют значительную часть казахстанского электората», — подшучивает Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев и размещает на своей странице в Фейсбуке забавную карту поддержки Дональда Трампа в Алма-Ате.
Но президенту Казахстана Касым-Жомарт Токаеву, видимо, не до шуток, и 8 ноября, не дожидаясь официального окончания президентской гонки, он, одним из первых глав государств, поздравил Джо Байдена с победой на президентских выборах в США: «Искренне поздравляю господина Джо Байдена с его избранием на пост президента США. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество между двумя нашими странами в областях, которые представляют взаимный интерес», — написал Токаев в воскресенье на своей странице в Twitter.
Следом за ним поздравил Джозефа Байдена с победой на выборах президента США и Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «И посоветовал Байдену первым делом протащить через конгресс решение о присуждении ему статуса Елбасы американского народа. Это поможет Байдену избежать в будущем всей этой непонятной фигни с выборами», — иронизирует на своей странице в Фейсбуке журналист Ибраш Нусупбаев, так как действующий президент США поставил под сомнения итоги выборов, и собирается оспаривать их в суде.
«Это нонсенс! Авторитетная американская система, как стабильная и самая надежная, на которую обычно ссылаются другие страны, дала репутационную трещину. Скорее всего, впереди скандалы, суды и возможно гражданские протесты… что может привести к политическому и конституционному кризису. Тогда позиции США в мире сильно пошатнутся.
А теперь представьте, как обрадовались власти, которые хронически больны злоупотреблением доверия народа на выборах! Мол, если у американцев такое творится, то нам, «третьим странам», тем более можно фальсифицировать на выборах, подтасовывать голоса избирателей и творить что угодно. Для Нур — Отана наступит раздолье на январских выборах. Можно к бабке не ходить и с уверенностью сказать, какой процент нарисует ЦИК партии елбасы. Помните про 76,8%? А могут и все 80 дать…», — прогнозирует в Фейсбуке журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева.
Байден или Трамп? Кто лучше для Казахстана? «По-моему, так по барабану. Казахстан они не видят даже в микроскоп. Никаких стратегических планов в отношении Казахстана у США нет. Есть вероятность продолжения (уже новыми методами, а скорее развитием прежних) политики сдерживания КНР, — считает журналист и историк Асылбек Бисенбаев. ‑А это альтернатива идее Шелкового пути, которая уже есть. Но американский путь пока что стопорится. Наша ресурсы в виде нефти, газа уже не нужны. Уже совсем скоро мир перейдет на альтернативные источники. Уже летают самолеты, испытаны корабли на электротяге. Не нужно представлять себе избрание нового президента как крутой поворот политики. Наиболее успешные и популярные действия Трампа будут продолжены (может быть под новым соусом). В том числе и миграционная политика. Это — именно то, что касается казахстанцев желающих перебраться за океан. Продвижение демократии в Центральной Азии — создание новых цветных революций — которыми пугают российские СМИ — это из области фантастики. Они прекрасно понимают что потенциала для них пока что нет. Для Европы и США гораздо более важны Украина и Беларусь. А потому важна стабильность, в том числе и основанная на предотвращении фундаментализма. И эту стабильность — нерасползание исламского фундаментализма, даже, если, будут отстаивать диктаторы — тоже неплохо. Так что можно не гадать — кто лучше или хуже. Нам это все равно».- резюмирует Бисенбаев.
А опальный экс-премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин в интервью EXCLUSIVE.KZ считает, что если, вдруг, президентом останется Дональд Трамп, то ситуация может измениться в драматическую сторону, в том числе, при выполнении его обещания продолжить торговую войну — он резко усилит конфликт с Китаем.
«Дело в том, что американская стратегия заключается в том, что в подобных ситуациях она всегда действовала, выстраивая коалиции. Я не припомню случая, чтобы она действовала в одиночку. – рамышляет экс-премьер.- Исключением может быть в прошлом столетии – война во Вьетнаме, да и то, по большому счету, и там они действовали в коалиции, хотя бы с точки зрения поставки материала, горючего и прочего. Поэтому, я думаю, что мы, как приграничная страна, тоже можем оказаться вовлеченными. Предстоит серьезный тест для ШОС, связанный, в том числе, и с растущими претензиями со стороны населения Пакистана и других исламских стран по нарушениям прав мусульман Синьцзяня – уйгуров и этнических казахов, о чем официальная Астана молчит, но это не означает, что там ничего не происходит. Вот эта тенденция будет усиливаться, если Трамп останется в Белом доме».
Если же придет Джо Байден, то, по-мнению, Кажегельдина, мир будет более стабильным, и любые шаги во внешней политике станут предприниматься более взвешенно, и Америка будет расширять коалицию, включив в нее Европейский Союз. Экс-премьер Казахстана полагает, что и торговая война обретет другие очертания. Но тут надо понимать, что дело не только в администрации в Вашингтоне, но и в руководстве Китайской компартии, куда пришли новые люди и хотят стать вторым Мао Цзэдуном. В связи с этим, уверен Кажегельдин, политика Казахстана не должна оставаться прежней, какой она была при Цзян Цзэмине или Ху Цзиньтао. Сейчас руководство КПК уходит от фундаментальных доктрин Дэн Сяопина – оставляет в экономике все его наследие, а во внешней и внутренней политике начинают проявлять агрессию и экспансию.,
В целом, же, по мнению опального экс-премьера, Вашингтон по отношению к Казахстану не будет ни на что закрывать глаза. Когда к нам приезжал Помпео, напоминает он, то сказал много неприятных вещей казахским властям, в том числе, обратив внимание на факт нарушения прав этнических казахов, проживающих на территории Китайской Народной Республики.
«Мы дожили до того, что человек из Вашингтона указывает нам то, что мы обязаны сами отслеживать, — возмущается Кажегельдин. — Это первое. Второе, все это не зависит ни от президента, ни от американского народа. Страна и геополитика не зависят от десятка проворовавшихся клептократов. Примут в отношении них санкции – люди из списка не поедут больше в Америку. Если заморозят их активы, то они будут там находиться, пока власть в стране не изменится и не потребует эти деньги назад».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Победителем выборов в США стал президент Афганистана
Безусловно разделяя восторги российских либералов в связи с победой демократа Джо Байдена на президентских выборах в США, рискнул бы в эту бочку мёда вбросить ложку дёгтя, запах которого может оказаться заметным уже совсем скоро на ближайших к России пространствах.
Речь идёт о возможном приостановлении процесса афганского мирного урегулирования, начатого администрацией Трампа во имя его идеи мировой самоизоляции Америки. Его обещания спасти жизни американских парней и вывести своих солдат из Афганистана или значительно там сократить их присутствие были одним из главных трендов внешней политики Вашингтона,
Итогом этого стало подписание в феврале 2020 года в Дохе(столица Эмирата Катар) соглашения между США и «Талибан», центральным пунктом которого стало обещание Вашингтона значительно сократить свой военный контингент в Афганистане. Тогда заговорили об историческом шансе на прекращение 40-летней афганской герильи, начавшейся со вводом советских войск в 1979 году.
Ведь соглашение предусматривало также и начало прямых переговоров между «Талибан» и афганским правительством в Кабуле. На сегодняшний день эти афгано-афганские переговоры практически не сдвинулись с мертвой точки и одной из причин этого является нежелание президента Афганистана Ашрафа Гани уступить власть в стране, что кажется неизбежным при договоренностях о создании коалиционного правительства. Поэтому главной его тактикой стало затягивание переговоров в ожидании президентских выборов в США, это обстоятельство ни для кого не является секретом ни в самом Афганистане, на за его пределами.
Причина этого проста: Ашраф Гани рассчитывал на поражение Трампа и приход в Белый дом кандидата от демократов, с которыми у президента Афганистана давние и тесные связи. Известно о крупных пожертвованиях, которые Гани делал в предвыборную кампанию Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 года.
Чего хотел бы видеть президент Гани от президента Байдена?
Серьезного пересмотра всей афганской политики США при Трампе, вплоть до приостановки обещанного вывода американского контингента, отставки трамповского спецпредставителя по Афганистану, этнического афганца Залмая Халилзада, главного мотора всего мирного афганского процесса, который стал за эти годы ненавистным для дворца Арг в Кабуле, резиденции афганского президента…
Как ответят на это талибы?
Высока вероятность, что, как всегда, когда им нужно показать свои амбиции — усилением террора не только против правительственных сил, но и против американцев. Фракции в «Талибан» — разные, от голубей, тех, что переговариваются в Дохе, до ястребов, работающих в «поле».
Если ястребы возьмут верх, война — их хлеб, то очередной виток кровавой афганской междуусобицы может стать триггером новых потрясений и в Центральной Азии, — описываю здесь общую картину, которая наиболее болезненно может сказаться в Киргизии, Казахстане и Таджикистане, союзных России, но не слишком стабильных странах
Остаётся надеяться, что при 46‑м президенте США Джо Байдене, Белый дом будет исходить в своей новой афганской политике не только из стремления сохранить своего человека в Кабуле…
Аркадий ДУБНОВ, политолог, «Эхо Москвы»
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан