До недавнего времени имя Эндрю Бейли вряд ли с ходу смог бы припомнить
«Не зови беду по имени»?
Еще несколько месяцев, даже недель назад подобные разговоры были в Европе немыслимы. Теперь, после письма Бейли, словно плотину прорвало — возможный крах евро стал притчей во языцех. Даже обычно подчеркнуто немногословная в подобных случаях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предостерегла от надвигающегося «схлопывания» еврозоны и его катастрофических последствий для мировой экономики.
А крупнейший в мире концерн, специализирующийся на торговле валютами и гособлигациями, ICAP, даже устроил «учебную тревогу», симулировав в своей компьютерной системе полный сценарий развала евро и введения в странах еврогруппы национальных валют. На крупнейшей электронной валютной платформе EBS он симулировал возвращение Греции к драхме. Как заявил представитель концерна, специалисты его компании «протестировали возможные вариации курсов драхмы к евро и доллару США, так как наши клиенты весьма обеспокоены исходом еврокризиса».
Рейтинговое агентство Moody’s также не делает тайны из своих опасений. «Вероятность банкротства нескольких государств еврозоны растет, — заявили специалисты компании в своем специальном докладе по еврокризису, — агентство считает, что любой сценарий с несколькими выходами из еврозоны — иными словами, фрагментация евро — повлечет за собой негативные последствия для кредитоспособности всех стран еврогруппы, а также стран Евросоюза».
То есть агентство готово в случае выхода из еврогруппы одной или нескольких стран снизить кредитный рейтинг всем остальным странам евро — даже странам так называемого «
При этом ситуация уже сейчас, без дальнейших грозных предупреждений, весьма тревожна: вирус кризиса проник в «корни Европы», австрийцы и, прежде всего, французы дрожат за свои пресловутые «три А».
Ловушка рейтингов
Старый континент попал в заколдованный круг: рейтинговое агентство предупреждает страну еврогруппы о снижении ее рейтинга или снижает его — инвесторы торопятся избавиться от гособлигаций этой страны, это ведет к тому, что ей приходится выплачивать по ним большие проценты, это, в свою очередь, становится новым поводом для рейтингового агентства угрожать снижением рейтинга.
Свежий пример — Бельгия. В минувшую пятницу рейтинговое агентство Standard & Poors снизило кредитный рейтинг этого королевства на одну ступеньку — до АА, а также выдало негативный прогноз бельгийской финансовой системе. С понедельника Бельгии пришлось выплачивать по десятилетним займам 5,659% — самый большой процент с момента введения евро. Немедленно поступило очередное предостережение от S&P, после чего на вторичном рынке бельгийские бонды стали «стоить» уже 5,83% — и это в течение всего двух торговых дней.
Складывается ощущение, что игроки на финансовом рынке постепенно теряют веру в то, что европейские политики в состоянии взять ситуацию под контроль. Международный валютный фонд был вынужден опровергнуть слухи о якобы готовящемся многомиллиардном пакете помощи Италии, после того как страна «провалила» очередной аукцион государственных ценных бумаг. Вот уже вторую неделю процентный уровень римских облигаций держится выше опасной планки в 7%.
Ирландия и Португалия балансируют примерно на той же «проволоке», но им повезло спрятаться под «еврозонтик» — общеевропейский фонд EFSF. В противном случае эти страны могли бы просто рухнуть под тяжестью процентов. В данный момент ситуацию в них можно охарактеризовать как «стабильно тяжелую».
Новые проблемы возникают с удручающим постоянством — проблемы, отодвигающие спасение евро все дальше и дальше. Словно из ниоткуда вдруг появляется новое греческое правительство и выражает скромное пожелание, чтобы частные европейские банки простили Афинам не 50% долгов, как было оговорено, а 75%. Банки вежливо отказываются. В результате соглашение о реструктуризации, один из ключевых пунктов спасения Греции от банкротства, оказывается под угрозой.
Далее — «спасательный» фонд EFSF, несмотря на придуманную европейскими политиками систему «финансового рычага», все же не в состоянии достичь отметки в триллион евро: инвесторы не желают верить в эффективность этого изобретения. Ничего удивительного, учитывая слабые рыночные позиции и тот факт, что страны еврозоны все еще ругаются между собой об окончательном регламентировании нового общеевропейского финансового инструмента.
Призывы к усилению EFSF все громче раздаются как внутри, так и снаружи еврозоны. Министр финансов Польши Яцек Ростовский, исполняющий в данный момент обязанности председателя Евросовета, считает необходимым аккумуляцию этим фондом как минимум трех триллионов евро, чтобы он мог служить эффективной стеной на пути кризиса. Ведущий экономист ОЭСР Пьер Карло Падоан, обычно публично не выступающий, вдруг заявил: «Чтобы снизить опасность заражения еврозоны кризисными симптомами, EFSF следует значительно увеличить, при этом не обойтись без участия Европейского центрального банка».
Рубини требует гранатомет
Не менее обеспокоенные голоса вот уже неделями слышны и из Америки. «Пророк финансового апокалипсиса», лауреат Нобелевской премии Нуриэль Рубини, назвал европейский финансовый кризис «тикающей бомбой». «Если Европа взорвется, США затянет в ту же воронку», — считает он и требует, чтобы фонд EFSF был увеличен пусть не до трех, но уж, во всяком случае, до двух триллионов евро. «Нам всем больше не помогут жалкие пистолетики, — восклицает он, — тут требуется настоящее оружие для обороны, большой гранатомет!»
Однако вот вопрос — где взять этот самый гранатомет и кто за него будет платить? Что два триллиона евро, что три — суммы астрономические, кто в состоянии выложить их из своего кармана? До сих пор так выходит, что как только речь заходит о больших деньгах — все взоры с надеждой обращаются в сторону Германии. Но именно Германия и слышать не желает о расширении «спасательного» фонда.
Канцлер Ангела Меркель и президент Федерального банка Йенс Вайдеманн ни в коем случае не желают допустить, чтобы Европейский Центральный банк «взялся за гранатомет», то есть начал скупать ценные бумаги кризисных стран в больших количествах. Уже сейчас ЕЦБ предоставил для этого 200 млрд евро — куда еще больше? — спрашивают немецкие руководители.
«Если политики считают, что ЕЦБ в состоянии уничтожить проблемы еврозоны, забросав ее деньгами, они обманывают сами себя», — предостерегла Ангела Меркель. Ее
А тем временем рейтинговое агентство Moody’s, переквалифицировавшееся в последнее время в своего рода «финансового пророка Европы», предостерегло: «Если в ближайшее время европейские политики не выдвинут крупномасштабных инициатив, способных стабилизировать кредитные рынки, возможно, в скором времени будет достигнута точка, в которой вся архитектура кредитных рейтингов в пределах еврозоны — а возможно, в пределах всего Евросоюза — должна быть пересмотрена».
Если такое произойдет, уже в первом квартале 2012 года общеевропейский рейтинг покатится в пропасть. Вполне возможно — наперегонки с общеевропейской валютой.