На смену комиссии Таможенного союза (которая прекратит свое существование 1 июля 2012 года) придет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которую называют аналогом Еврокомиссии. Соответствующий проект договора о ЕЭК был одобрен
Согласно документу, ЕЭК получит расширенные в сравнении с КТС полномочия — помимо
Предполагается, что в совет войдет по одному
Значительные полномочия коллегии затронут и интересы хозяйствующих субъектов. Так, например, наднациональный орган будет обладать правом запрашивать информацию «у юридических и физических лиц». Характер запросов не конкретизирован, а необходимость для граждан подчиняться наднациональному органу может вызвать конфликт с конституцией, разрешаемый лишь референдумом.
По данным газеты «КоммерсантЪ», уже сейчас известно, что финансирование и штатная численность нового органа по сравнению с комиссией Таможенного союза увеличится почти в 10 раз (вместо 150 человек будет 1200). По одной из версий, в КТС намерены переметнуться значительное количество чиновники из правительства Путина.
Кстати, кроме входящего в КТС первого
Согласно проекту договора о ЕЭК, члены нового органа (коллегии и совета) получат иммунитет (снимать его будет уполномочена лишь сама комиссия), статус федерального министра, ежегодный отпуск в 45 дней,
Однако договором не урегулирован конфликт с национальными законодательствами: так, члены коллегии будут несменяемыми в течение четырех лет и формально независимыми от национальных органов исполнительной власти, притом что состав их будет формироваться из правительственных чиновников.
Чем еще кроме бонусов для чиновников будет отличаться новый орган, мы попытались выяснить у экспертов. Как считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин, создание наднационального органа — очередной шаг на пути к интеграции, созданию некой структуры в тестовом режиме. Потому что основная тяжесть принимаемых решений все равно останется на уровне национальных правительств. И только если в рамках этой комиссии будет создан единый эмиссионный центр, это можно будет назвать фактическим шагом к превращению Таможенного союза в конфедеративное государство. Но ни Лукашенко, ни Назарбаев на это не пойдут.
«Новая структура — это некоторый аналог Еврокомиссии, которую называют Европейским правительством, — считает Павел Салин. — С одной стороны, она обладает очень серьезными полномочиями, но с другой — единой Европы сейчас не существует, потому что экономические и финансовые вопросы страны решают самостоятельно. Я думаю, что это будет такой же орган. С одной стороны, это не просто площадка для согласования интересов, но и назвать его правительством в полном смысле нельзя. Потому что основные вопросы будут решаться на национальном уровне или на уровне межгосударственных соглашений».
А по мнению партнера юридической компании «Пепеляев групп» Галины Баландиной, сейчас у комиссии будут новые полномочия, она станет генератором идей и сама будет вырабатывать эти решения. Поскольку качественно меняется наполнение работы комиссии, увеличивается и ее штат. Соответственно, снимется нагрузка с государственных органов. По логике, вслед за этим должно следовать сокращение государственных органов внутри России, Беларуси, Казахстана. Но эксперты сомневаются, что власти на это пойдут.
«Если отбросить фактор стремительности, во многом избранная модель интеграции действительно похожа на Европейский союз, — считает Галина Баландина. — Но
В итоге — неизбежные в такой спешке издержки. Да, по таможенному регулированию принято огромное количество разного рода инструкций, положений и решений, которые направлены на облегчение деятельности предпринимателей. Однако появилась новая проблема — некодифицированность законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано вообще: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза. «Все это сопоставлять очень сложно», — резюмировала эксперт.
А как в таких условиях будут работать будущие евразийские комиссары — и вовсе представить сложно.
See the original article here:
Евразийские комиссары к бою готовы?