Станут ли выборы сельских акимов «новым этапом политической модернизации», как позиционирует кампанию президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев? Какие рычаги есть у сельских акимов? Почему гражданское общество и политические партии не проявили особого интереса к выборам? Об этом Азаттык поговорил с Досом Кошимом, автором исследования «Местное самоуправление — первая ступень гражданского общества».
«ДЕКОРАЦИЯ» и «ИГРЫ В ДЕМОКРАТИЮ»
Азаттык: Придаст ли выборность акимов импульс демократическим реформам, как пытаются нас заверить в этом власти?
Дос Кошим: Нет. У нас любые «демократические реформы» — это больше декорация. Выборы сельских акимов — тоже один из видов игры в демократию. Без изменения закона о выборах и избирательной системы ждать от выборов чего-то не приходится. Да, выборы — признак демократии, но избирательная система не позволяет увидеть волеизъявление народа. Нам доводилось видеть работу избирательных комиссий — от Центральной до участковой. Если выборы не проходят нормально, разве не ясно, какой будет результат?
Выборы акимов пройдут не в первый раз. В 2000‑х избрали акимов четырех районов. Да, это были косвенные выборы, то есть акимов выбирали депутаты маслихатов. Я тогда был наблюдателем в одном из районов Алматинской области. В акимы там выдвинулся один депутат. Голосовали 13 депутатов. После того, как избрали на пост действующего акима, он, его «соперник» и другие депутаты пошли в ресторан в обнимку, смеялись и веселились. Я это видел собственными глазами.
Нет никаких гарантий, что выборы сельских акимов будут честными. Людей, которые критически смотрят на власть или не идут у нее на поводу, отсеивают — это очевидно. Власть и в этот раз будет опираться на административный ресурс. Даже в крохотных сёлах пытаются не дать свободы выбора, видно, есть опасения по поводу того, чтобы не прошел неудобный человек. Это стереотипное поведение, оно появилось давно и будет еще долго существовать. Чтобы оно надолго не затянулось, нужны большие изменения.
Азаттык: В некоторых сёлах, похоже, кандидаты ведут мощную предвыборную агитацию. Есть прогнозы, что самовыдвиженцы из числа местных активистов могут обойти кандидатов от «Нур Отана». Это демонстрирует пробуждение гражданской активности?
Дос Кошим: Выборы сельских акимов вносят какой-то вклад в развитие гражданского общества. Хотят [власти] того или нет, но эти выборы могут стать толчком к пробуждению людей. После прямых выборов избиратели будут вправе требовать от акима отчетности. И акиму придется отвечать. Тогда люди начнут открывать глаза, задаваться вопросом, зачем мы избрали акима. Конечно, может так сложиться, что на этом уровне, уровне сельского акима, будут предоставлены возможности избрать человека, поддерживаемого населением, не связанного с властью. Лично я рад тому, что народ на местах просыпается. Если народ проявляет инициативу, он получит большой политический опыт — совершенно неважно, какими будут результаты выборов. Как бы там ни было, в таких сёлах отношение людей к власти значительно меняется.
«ЕСЛИ БУДЕТ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ВЛАСТИ ОСТАНУТСЯ БЕЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УРН»
Азаттык: Избранный аким может повлиять на местное самоуправление?
Дос Кошим: К сожалению, в Казахстане нет системы местного самоуправления. В статье 89 Конституции были пункты о местном самоуправлении, но их убрали в 2007 году. Закон[опроект] «О местном самоуправлении» с 1997 года предлагался на рассмотрение шесть раз. Я участвовал во всех обсуждениях, проект не прошел. Нам вместо местного самоуправления навязывают местное государственное самоуправление.
Азаттык: В 2001 году в Казахстане был принят закон «О местном государственном управлении и самоуправлении», разве нет?
Дос Кошим: У нас в Конституции написано, что Казахстан — демократическое государство, хотя ни одного института демократии нет. И этот [закон] — из того же разряда. В мире есть разные форматы местного самоуправления, но у нас не хотят внедрять ни один из них. Если ввести местное самоуправление — рухнут основы авторитарной системы, рухнет вся держащаяся на назначениях вертикаль, сверху донизу. Если на местах будет самоуправление, то власти останутся в первую очередь без избирательных урн. Больше всего власти боятся именно этого.
Азаттык: Опираясь на закон о местном государственном управлении и самоуправлении, при акиматах всех уровней создали так называемые сообщества. В сообщества привлекают жителей населенных пунктов. Власти называют это местным самоуправлением. По-вашему, это не самоуправление?
Дос Кошим: Не самоуправление. Я приведу вам только одну особенность местного самоуправления. Возьмем, к примеру, село с населением около полутора тысячи человек, его жители выбирают муниципалитет, туда проходит десять человек. Совет из десяти человек сам решает, выбрать кого-то из своего состава акимом или сделать так, чтобы его избирали жители, либо вообще пригласить хорошего менеджера из другого района и поставить его акимом, платить ему зарплату. Аким — второстепенный вопрос. Самое важное — выбор совета. Состав совета и количество членов зависит от численности населения города или села.
При местном самоуправлении каждый регион, каждое село живет на свои деньги. Поэтому население вмешивается в финансовый вопрос, в подсчет средств, экономит на каких-то расходах. И выборы проводят как положено. Население само определяет, кто будет членом избирательной комиссии. На такие крупные проекты, как строительство дорог, плотин, деньги выделяет центр, все остальные вещи финансируются из местного бюджета. Субъект местного самоуправления не зависит от области. Получает деньги напрямую от министерства финансов. В таких условиях, возможно, и областной акимат не нужен вовсе.
А выборы лишь акимов нельзя отнести к местному самоуправлению. И упомянутые вами сообщества при акиматах никем не выбирались. Их сформировали по указке сверху — или сам акимат, или кто-то еще. У этого сообщества нет полномочий. Поскольку их не избирал народ, то они не могут официально называться членами муниципалитета.
«ИЗБРАННОГО АКИМА ОТ ДОЛЖНОСТИ МОЖЕТ ОСВОБОДИТЬ АКИМ РАЙОНА»
Азаттык: Можно сказать, что это просто общественное объединение?
Дос Кошим: Даже статуса общественного объединения у сообщества нет. В основном сообщества создают для поддержки работы акимов. Вы думаете, что общественные советы при министерствах, областных акиматах могут что-то изменить? Они тоже выполняют роль декорации. Муниципалитет выбирает народ, и народ может его отправить в отставку. Избранных сельских акимов, которых собираются выбирать, могут освободить от должности акимы районов по представлению малихата или местного сообщества. Зачем тогда нужны эти выборы?
Азаттык: Может ли население освободить от должности избранного им акима?
Дос Кошим: Не может. Чтобы местное население могло освободить акима, нужны местные референдумы различных форматов. В нашей Конституции местные референдумы не предусмотрены.
Азаттык: Политические партии, международные организации, похоже, не придают важного значения выборам сельских акимов. Почему?
Дос Кошим: Это действительно так. Партии, похоже, участвуют, но не активно и массово. Из своего опыта скажу, что международные организации не занимаются наблюдением за местными выборами. [Отсутствие значительного интереса со стороны партий к выборам] показывает, насколько реальна казахстанская многопартийность. Классические партии уделяют особое значение местным выборам, рассматривают их как основной вызов.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»