Андрей СВИРИДОВ, журналист-обозреватель КМБПЧ
Первая неделя октября, а до нее последняя неделя сентября вобрали в себя ряд важных событий правозащитно-медийной сферы. В понедельник 3.10 в Есильском районном суде №2 Астаны оглашен приговор Cейтказы и Асету МАТАЕВЫМ, а 30.09 в Уральске ожидалась передача в суд уголовного дела Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНА. Два этих дела, находящиеся на разных стадиях следственно-судебного марафона, содержат в себе целый ряд параллелей, в том числе и в информационной сфере:
— одной из движущих пружин возникновения «дела МАТАЕВЫХ» было, как сказал сам С. МАТАЕВ в своем последнем слове 27.09, стремление высокопоставленных лиц отобрать у него информационное агентство КазТАГ и здание Национального пресс-клуба, представляющего собой старейший и важнейший информационный центр для казахстанских СМИ;
— из трех предъявленных БОКАЕВУ и АЯНУ обвинений одно непосредственно связано с информационной темой — обвинение по статье 274 (распространение ложной информации), да и ведь главное обвинение по статье 174 (возбуждение социальной розни) относится к той же информационной сфере — распространение не только сведений, но и оценок, мнений и идей.
Дополнительным напоминанием об этих сюжетах стало для нас отмечание 28 сентября Международного дня всеобщего доступа к информации (IDUAI), учрежденного совместным решением ООН и ЮНЕСКО в 2015 году и теперь впервые отмеченного во всем мире, включая и Казахстан.
В нашей стране этот день был отмечен в Алматы проведением совместными усилиями Кластерного бюро ЮНЕСКО по Центральной Азии, Международной сети по свободе выражения (IFEX), Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» и Союза журналистов РК открытого фотоконкурса «В объективе — свобода слова» и выставки конкурсных работ в Центральном государственном музее Казахстана.
Праздник доступа к информации или борьбы за этот доступ
В различных материалах на тему нового прессозащитного праздника нам встретились два разных написания его названия, в одном из которых словосочетание «всеобщий доступ к информации» было усилено еще одним существительным: «борьбы за всеобщий доступ к информации». В этом дополнении нам видится большой и важный смысл: свободный доступ к информации, хотя и гарантирован соответствующими статьями Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а также национальных Конституций сколько-нибудь демократических стран, тем не менее не достается сам собой, а требует неустанной борьбы за то, чтобы им можно было воспользоваться.
Свидетельством тому даже и в самых демократических странах является парадоксальная судьба таких разных по личным качествам и политическим убеждениям людей, как Джулиан АССАНЖ и Эдвард СНОУДЕН. Они больше чем кто-либо и когда-либо сделали для продвижения всеобщего и свободного доступа к общественно важной информации в странах ЕС и США, однако вместо благодарности от правительств этих стран подверглись преследованиям и вынуждены были искать убежища в странах абсолютно недемократических. И эта кафкианская ситуация продолжается до сих пор.
А уж о том, какова ситуация в той же России, правители которой парадоксальным образом дали убежище СНОУДЕНУ, но вот уже полтора десятилетия втаптывают в грязь свободу информации в своей стране, весьма красноречиво говорят два события, непосредственно предшествовавшие Дню права на всеобщий доступ к информации. Почти что день в день в самом центре Москвы две банды путинских хунвейбинов разгромили две совершенно непохожие друг на друга фотовыставки:
— в киноцентре имени братьев Люмьер разгромлена выставка умеренно эротических фотографий американца Джока СЁРДЖЕСА, вообще никак не затрагивающих российскую политику, но не вписывающихся в средневековые православно-патриотические представления о «духовных скрепах»;
— в музее и общественном центре имени А. Д. Сахарова напали на выставку победителей фотоконкурса «Прямой взгляд» Александра ВАСЮКОВИЧА и Сергея ЛОЙКО, посвященную войне на Донбассе: Эти фотографии кто-то счел проукраинскими, хотя на самом деле их правильнее было бы назвать антивоенными.
В обоих случаях налицо не только погромно-силовой, но и в целом запретительский аспект этих действий современных российских мракобесов, не просто выразивших свое неприятие художественных фотографий СЁРДЖЕСА или репортерских снимков ВАСЮКОВИЧА и ЛОЙКО, но еще и попытавшихся ограничить право других людей увидеть те фотографии и самим сформулировать свое к ним отношение. Налицо очередное покушение врагов свободы информации на эту самую свободу, на всеобщий и свободный доступ к информации.
Так что было очень правильно отметить в конце сентября этого года Международный день всеобщего доступа к информации, а в постсоветской реальности скорее День борьбы за таковой доступ. Это действительно «праздник всех и каждого, кто хочет получать и распространять свои сведения, мнения, убеждения» (цитируем из пресс-релиза устроителей открывшейся в этот день в Алматы фотовыставки «В объективе — свобода слова»).
Тридцатилетняя война за информацию и свободу слова
На этой выставке представлено более 80 работ участников конкурса, целью которого было заявлено «развивать и поддерживать жанр документальной политической фотографии как одной из самых увлекательных и сложных задач с точки зрения фотожурналистики» — цитируем оттуда же. И еще оттуда — о получившейся тематике: «В своих работах авторы рассказывают о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются журналисты в получении информации, об опасностях журналистского расследования, повествуют о других барьерах на пути свободной прессы».
Добавим к сказанному еще и то, что на многих фотографиях этой выставки запечатлены важные события новейшей истории Казахстана во временном диапазоне последнего тридцатилетия — от Желтоксана‑1986, Шанырака‑2006 и Жанаозена‑2011 до земельных протестов мая‑2016 и сноса верхних этажей здания Национального пресс-клуба в начале сентября. И еще одна сквозная тема репортерских фотографий — громкие судебные процессы по делам журналистов и блогеров, акции протеста и журналистской солидарности, приуроченные к казахстанскому Дню прессы и международным Дням свободы прессы и журналистской солидарности.
Открывая выставку, директор Кластерного бюро ЮНЕСКО Андрей ШЕВЕЛЕВ отметил, что впервые право на доступ к информации было закреплено в Швеции еще 250 лет назад. И вот в 2015 году дошла очередь и до Казахстана, когда и в нашей стране был наконец принят закон «О доступе к информации».
Для принятия этого закона в свое время приложил много усилий руководитель отдела коммуникации и информации вышеназванного бюро Сергей КАРПОВ. Упомянув об этом в своем выступлении, он пожелал казахстанским журналистам научиться пользоваться этим законом как юридической базой для получения реального доступа к общественно важной информации. Сергей подчеркнул, что целью и смыслом Международного дня всеобщего доступа к информации является снижение «культуры секретности» и повышение «культуры открытости» во всех странах-членах ЮНЕСКО и конкретно в Казахстане.
Участниками и призерами фотоконкурса и выставки стали девять казахстанских журналистов, среди которых были как мэтры, так и начинающие, как профессиональные фотокорреспонденты, так и пишущие репортеры общего профиля, как алматинцы, так и регионалы.
Западный регион Казахстана представляли уральцы Санат УРНАЛИЕВ, собкор Радио Азаттык по ЗКО, и Рауль УПОРОВ, журналист газеты «Уральская неделя», а северо-восточный регион — павлодарец Ризабек ИСАБЕКОВ.
Все остальные участники представляли журналистский цех южной столицы Казахстана. Это были Мадина АЛИМХАНОВА (КазТАГ), ветеран алматинской фотожурналистики Юрий БЕККЕР, Владимир ЗАИКИН (газета «Время»), Андрей СВИРИДОВ (КМБПЧ), Владимир ТРЕТЬЯКОВ (деловой портал Капитал) и Павел ЭНГЕЛЬГАРДТ (ТРК «Алматы»).
Картинки с выставки:
моя личная экспозиция
Внимательный читатель, наверное, уже заметил в списке участников и призеров конкурса имя и фамилию автора этих строк. Не имея возможности ни физически присутствовать на вернисаже, прошедшем 28 сентября, ни даже посетить выставку до ее закрытия, назначенного на 10 октября, считаю возможным изложить далее содержание своей личной экспозиции, тем более что на выставке эти снимки представлены не единым стендом, а вразброс с другими авторами и темами.
Организаторы фотоконкурса предложили пять тематических номинаций:
— «В творческом угаре»
— «Ради нескольких снимков в газете»
— «Тайны гласности»
— «О суде — не суди»
— «Достоинством — по чести».
Автор этих строк, предлагая на конкурс восемь репортерских снимков разных лет, распределил их по четыре снимка на каждую из последних двух номинаций, слегка переосмыслив их формулировки.
Восприняв предложение «не судить о суде» как ироническое, а значит, с точностью до наоборот, я отправил на конкурс фотоснимки с тех судебных процессов, на которых присутствовал как наблюдатель и писал о них как судебный репортер, а уж оценочные суждения об их полной неправосудности давным-давно вынес для себя и не скрывал от своего читателя. Это были фото:
— из января 2003‑го — акция протеста у дверей Карасайского районного суда Алматинской области в городе Каскелене после вынесения неправосудного приговора журналисту Сергею ДУВАНОВУ;
— из января 2015‑го — шествие по алматинскому Арбату в защиту журнала АDAM bol после вынесения Медеуским районным судом Алматы решения о закрытии журнала за «пропаганду войны между Украиной и Россией»;
— из января и марта сего 2016 года — сцены в просмотровом зале Алмалинского районного суда Алматы, откуда журналистам пришлось наблюдать за ходом судоговорения по делу блогеров Ермека НАРЫМБАЕВА и Серикжана МАМБЕТАЛИНА, а другой снимок — на ступенях Алматинского городского суда, когда там выносила свое решение апелляционная коллегия по тому же делу.
Номинацию «Достоинством — по чести», в формулировке которой, скорее всего, имелись в виду иски о защите чести и достоинства как способ затыкания рта неугодным и независимым СМИ, я переосмыслил в плане защиты казахстанским журналистским сообществом своих профессиональных достоинства и чести. Это были фото с двух публичных акций в честь Дня казахстанской прессы в конце июня 2006‑го и 2009 годов:
— сожжение чучела Цензуры на митинге в алматинском «гайд-парке» — сквере за кинотеатром «Сары-Арка»;
— стояние с плакатами вдоль «президентской трассы» — алматинской улицы Фурманова недалеко от здания Национального пресс-клуба;
— акция журналистской солидарности на ступенях того же здания в Международный день солидарности журналистов 8.09.2010;
— хореографическая постановка «Цензуре — нет!» молодежной балетной группы Star action в честь Всемирного дня защиты свободы прессы в алматинском Центральном парке 3.05.2015.
В свое время эти снимки публиковались на интернет-сайтах КУБ в 2003‑м и 2006 годах и Бюро по правам человека в 2009-10 и 2015–16 годах, а один из снимков также и в «Трибуне» месяц назад — в статье «Только с горем чувствую солидарность» в номере от 7.09.2016.
От Аристотеля до цифровой революции
В завершение этой статьи процитируем послание генерального секретаря ЮНЕСКО Ирины БОКОВОЙ по поводу учреждения и первого отмечания Международного дня всеобщего доступа к информации:
«Свыше двух тысяч лет назад Аристотель отметил, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. А знания требуют доступа к информации, и это основное право человека является частью нашей принадлежности к человеческому роду, необходимым компонентом инклюзивности и диалога, основой верховенства права и благого управления, ключевым элементом разработки новых путей устойчивого развития.
Именно в этом заключается символика первого Международного дня всеобщего доступа к информации, учрежденного по решению государств‑членов ЮНЕСКО: доступ к информации является ключевым вектором осуществления повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, отстаивания прав и достоинства каждого человека.
Всеобщий и равноправный доступ к информации является мощным мотором положительных перемен, расширяет возможности по борьбе с неравенством, позволяет охватить маргинализованные слои населения, создавать знания и обмениваться ими, открывать для себя новые культуры, укреплять основы демократических институтов.
В глобальном мире это право необходимо соблюдать как в режиме офлайн, так и онлайн — цифровая революция должна стать революцией на службе развития, опирающейся на невероятный потенциал новых информационных и коммуникационных технологий для достижения инклюзивности и обеспечения инноваций».
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com