Последние полтора месяца вопрос с размерами государственного долга США остается в фокусе внимания СМИ и рынков. Очевидное решение этой острой проблемы только одно — повышать. Но процесс согласования действий слишком затянулся в этот раз.
Дефолтом президент США Барак Обама пугает из телевизора американское население не реже двух раз в неделю. Он не поясняет, правда, при этом, что дебаты партий республиканцев и демократов давно покинули экономическую плоскость и скатились к определениям политического веса партий в предвкушении предвыборного года.
В ходе своего выступления по телевидению Обама лишь заметил, что отсутствие прогресса в переговорах Конгресса лишь накаляет обстановку, что, помимо экономического негатива, усиливает и политический дисбаланс между партиями демократов и республиканцев.
У политиков есть время до 2 августа, чтобы поставить точку как в вопросе размеров сокращений расходных статей бюджета, так и в вопросе повышения предельно допустимого уровня госдолга США, который остается на максимальном значении — $14,3 трлн. Если до обозначенного срока решений принято не будет — США потеряют возможность расплачиваться по расходам бюджета. Это станет основанием для объявления технического дефолта.
Однако пока вероятность дефолта не слишком велика: с 2000 года планку госдолга поднимали в общей сложности десять раз, хотя этот процесс еще не сопровождался столь пространными обсуждениями.
Интересно и то, что в 1979 году в Штатах была схожая ситуация: тогда президент Джимми Картер долгое время не мог урегулировать ситуацию с повышением планки госдолга, парламент страны выдвигал драконовские требования, на которые Картер пойти не мог по политическим соображениям. В итоге консенсус был найден и лимит повышен.
Тот «дефолт лайт» обошелся Штатам в несколько миллиардов долларов. Сейчас у США нет финансовых возможностей платить за свои долгие раздумья такую цену: экономика слишком слаба после кризиса, основные экономические столпы — рынок труда, секторы недвижимости и промпроизводства — все еще ненадежны и требуют поддержки извне.
До 2 августа остается меньше недели. За это время Конгресс, который не боится президента, и партии, которые гнут свою линию, несмотря на растущее рыночное волнение и риски, должны договориться. Не исключено, что потолок госдолга поднимут до $13,8—14 трлн, чтобы в ближайший год к этой щекотливой теме не возвращаться.
Пока не будет