Подробности читайте на http://clck.ru/DU0z
Вопрос, вынесенный в заголовок материала, вполне закономерен, если прочитать последнее интервью Мухтара Аблязова порталу «Республика». В нем он прямо признается, что в последнее время получает письма с угрозами физической расправы. Что неудивительно, ведь «замочить» оппозиционера проще, чем пытаться засадить в британскую тюрьму, потратив на это миллионы долларов казахстанских налогоплательщиков.
Впрочем, Аблязову не привыкать — это уже не первый случай, когда его пытаются «отстрелять» физически. В его показаниях суду в Лондоне, фрагмент которых редакция «Взгляда» публиковала в прошлом номере, есть и информация о прежних покушениях. Сегодня мы приводим ее от первого лица — читайте и делайте выводы сами.
ФРАГМЕНТ ПОКАЗАНИЙ:
«Сразу после освобождения из тюрьмы я был вынужден переехать в Москву, чтобы избежать запугивания через слежку и наблюдение за всеми моими действиями, а также действиями моих друзей и семьи со стороны КНБ. Я жил в Москве с мая 2003 года по май 2005-го.
Как я говорил выше, находясь в тюрьме, я не знал, что Назарбаев вынудил Татишева передать девять процентов банка его номинальным лицам во время моего заключения. Лишь несколько месяцев спустя, в июле 2003 года, Татишев рассказал мне об этом.
Оказавшись в Москве, мне пришлось начинать восстанавливать свой бизнес с нуля, и я активно, но тайно продолжал поддерживать оппозиционную деятельность против Назарбаева. Я организовывал демонстрации в Казахстане, целью которых было освобождение моего соратника Жакиянова, проведение политических реформ и регистрация ДВК как политической партии.
Нам удалось добиться небольшого успеха с регистрацией ДВК. В мае 2004 года под давлением общества ДВК, наконец, был зарегистрирован в качестве политической партии. Однако в январе 2005 года суд Алматы незаконно отменил регистрацию, что фактически уничтожило ДВК как партию. <.….>
После мая 2003 года (и в период проживания в Москве) я вел активную политическую деятельность, хотя в более скрытой форме и на расстоянии. У меня есть сильные подозрения, что эта деятельность стала ключевым фактором в принятии режимом Назарбаева решения попытаться убить меня еще раз в 2004 году.
Находясь осенью 2004 года в Европе по вопросам бизнеса, я получил информацию, что неизвестные лица в Москве начали проявлять интерес к моей персоне. В то же время я начал получать телефонные сообщения от уважаемых общественных деятелей и политиков, в которых они предупреждали меня о том, что мне опасно возвращаться в Москву. Они заявляли, что у них имеется достоверная информация: один высокопоставленный государственный чиновник отдал распоряжение убить меня.
Со мной связался Рахат Алиев и предупредил, что на мою жизнь готовится покушение и мне надо сделать публичное заявление о полученных предупреждениях, т.к. это может отпугнуть Назарбаева. За неделю до того, как мне передали предупреждения, неизвестные лица приходили в мой офис в Москве, чтобы попытаться узнать о том, где я нахожусь. При посещении они вели фото- и видеосъемку.
Когда я услышал о таких планах, то последовал совету Алиева и через своего адвоката сделал публичное заявление в октябре 2004 года о том, что меня предупредили о готовящемся покушении на мою жизнь. Я сказал, что у меня не было никаких деловых конфликтов и поэтому любое нападение может иметь только политические мотивы.
Я считал, что если привлеку к этому всеобщее внимание, то режиму будет затруднительно предпринимать какие-либо дальнейшие попытки убийства в этом направлении. Однако я считал, что не был застрахован от новых посягательств на мою жизнь когда-нибудь в будущем. В то время моя группа безопасности обыскала пустующее здание, которое строилось напротив моего дома в Москве, и нашла укрытие снайпера у оконного проема.
Об этих обстоятельствах рассказал Алиев в своем интервью, данном в 2009 году спутниковому телеканалу «К+», где он заявил, что осенью 2004 года помимо заговора с целью убить меня существовал план похитить бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, и КНБ принимал непосредственное участие в обоих заговорах. В интервью Алиева сообщалось следующее:
«Г‑н Алиев еще более откровенно рассказал об еще одной «спецоперации», которую должны были провести хулиганы, личность которых никто бы никогда не установил».
«У меня есть сведения о том, что осенью 2004 года готовилось покушение на жизнь бывшего председателя Банка «ТуранАлем» Мухтара Аблязова, также с привлечением криминальных структур».
«По его словам, казахские спецслужбы принимали в этом непосредственное участие, поскольку «он выступал против властей через различные группы, партии и СМИ».
«Шла подготовка к устранению Аблязова в Москве, но поскольку мне стало об этом известно, я успел его предупредить, и он выступил на пресс-конференции в Алматы, на которой открыто заявил, что у него нет никаких конфликтов с деловыми партнерами и что если с ним что-то произойдет, то это будет только по указанию казахских спецслужб».
От редакции «Взгляда»: в ближайших номерах мы продолжим публиковать фрагменты из показаний Мухтара Аблязова в лондонском суде. Следующий отрывок, готовящийся к печати, — переговоры с Аблязовым в 2009 году, в которых были задействованы Мухтар Джакишев и Гарри Лучанский.
Источник: Деловая газета “Взгляд” №19 (201) от 25 мая 2011 года
View original post here:
Доживет ли Аблязов до суда?