В среду мажилис собрался на свое первое в новой сессии пленарное заседание. В повестке «пленарки» 10 вопросов, все – по срокам подготовки законопроектов. На первом месте – главный финансовый документ страны: проект закона «О республиканском бюджете на 2014–2016 годы».
Работа над бюджетом для депутатов — дело привычное. Причем с каждым годом она явно становится все обыденнее — народные избранники тратят все меньше на это времени. Интересно, что на этот раз ситуация, похоже, иная: председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова попросила коллег перенести запланированный ранее в проекте постановления мажилиса срок работы над документом с 16 октября на 23 октября. То есть мажилисмены намереваются корпеть над проектом республиканского бюджета почти два месяца.
Об изменении подходов к работе над главным финансовым документом страны напомнил и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, заявив, что при рассмотрении бюджета вопрос будет стоять «не только и не сколько в освоении бюджетных средств, речь будет идти об эффективности вкладываемых средств и достижении конкретного результата», о чем говорится и в Бюджетном кодексе.
- Если говорить, к примеру, об образовании, то речь будет идти не только об освоении средств, но и достижения конкретных результатов: насколько снизится загруженность школ, когда будет ликвидировано трехсменное обучение. В здравоохранении — как улучшится качество медицинских услуг, в жилищном строительстве — насколько сократится очередь на социальное жилье, — для тех, кто не знает, в чем заключается эффективность использования бюджетных средств, пояснил спикер. — То есть везде, куда будут вкладываться государственные средства, необходим конкретный результат.
Вторая часть пленарного заседания традиционно была посвящена депутатским запросам. Как правило, депутаты в первые недели после каникул озвучивают массу запросов, посвященных различным проблемам. Но к первому пленарному заседанию у них набралось всего пять запросов.
Айгуль Соловьева решила напомнить министру транспорта и коммуникаций Аскару Жумагалиеву об идее развития в стране малой авиации. На эту мысль депутата навело посещение отдаленных регионов страны.
«Например, для посещения Жангельдинского района Костанайской области мне пришлось потратить около 9 часов времени, причем не всегда по качественной автомобильной дороги. Длительность пути позволила оценить трудности, которые испытывают жители отдаленных районов, уже не говоря о селах, находящихся зачастую еще дальше на 100 километров от них. Одноразовая поездка может вызвать некоторое удовлетворение интереса и ее можно рассматривать как познавательную, — рассказала депутат. — Однако люди, проживающие в них, практически еженедельно по различным нуждам производственного, медицинского, социального, семейно-родственного и другого характера вынуждены на себе нести это нелегкое бремя». Решением проблемы может стать развитие малой авиации, о чем депутат и поведала министру. Заодно попросив предоставить план по развитию этой отрасли — «в случае его наличия».
Мажилисмен Рауан Шаекин адресовал свой запрос министру юстиции Берику Имашеву, поведав о нарушениях, «связанных с применением статьи 76 закона «О нотариате», а именно — свидетельствование верности копии документов и выписок из них».
- Например, при выдаче копии паспорта для предоставления по месту требования только одного листа с личными данными, где размещена фотография гражданина, нотариусы требуют снятие копии всего документа, ссылаясь на раздел «Верность выписки «Методических рекомендаций для нотариусов Республики Казахстан», — рассказал депутат. — Так, согласно указанному документу: «…не свидетельствуется верность выписки паспорта гражданина, при этом незаполненные страницы на указанных документах также необходимо приобщить к копии, для сохранения целостности документа». Следовательно, только за копию паспорта услугополучатель вынужден оплатить сумму порядка 7 тысяч тенге (38 страниц паспорта *174 тенге = 6612 тенге), поскольку согласно рекомендациям — паспорта, военные билеты должны быть засвидетельствованы в полном объеме.
Подобных примеров в «копилке» мажилисмена набралось немало. Поэтому депутат попросил министра дать правовую оценку деятельности Республиканской нотариальной палаты в части законности разработки методических рекомендаций, «которые, по сути, касаются вопросов совершения нотариальных действий нотариусами».
От имени фракции «Народные коммунисты» мажилисмен Турсунбек Омурзаков озвучил запрос на имя премьер-министра Серика Ахметова. «Красные» парламентарии озадачились проблемами кадровой политики в квазигосударственном секторе. По их мнению, «основным недостатком кадровой системы государственных предприятий, АО (ТОО) с участием государства является непрозрачность кадровых назначений».
«Руководители предприятий самостоятельно решают кадровые вопросы, зачастую открытые конкурсные процедуры не проводятся, а внутренние правила по отбору персонала и вовсе отсутствуют. Юридические лица с участием государства неохотно сотрудничают со службами занятости. В настоящее время существует проблема неэффективности казахстанских служб занятости, связанная с тем, что они не способны оказать реальную помощь в трудоустройстве для квалифицированных безработных с высоким уровнем умений и навыков. В основном службы занятости предлагают низкооплачиваемые вакансии с тяжелыми условиями труда», — пояснил Омурзаков.
Мажилисмены-коммунисты просят премьера исправить такое положение дел, обеспечив «прозрачность отбора персонала в государственных предприятиях, юридических лицах с участием государства (АО, ТОО)» через обязанность руководителей «принять соответствующие внутренние правила, которые бы предусматривали публикацию объявлений в СМИ, проведение конкурсных процедур (тестирование, собеседование), ведение кадрового резерва и другие».
Читать оригинал статьи: