Прокурор Алматинской области Габит Миразов будет уволен, если не наведет порядок в детских домах и интернатах Алматинской области. Во всяком случае так заявил его шеф, генеральный прокурор Асхат Даулбаев в четверг на коллегии Генпрокуратуры по вопросам соблюдения законности в детских домах и специнтернатах для несовершеннолетних.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Права сирот, если верить начальнику департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры Канату Сейдгапбарову, нарушают повсеместно — просто в Алматинской области было вскрыто больше всего таких фактов. А значит, следуя логике генпрокурора Даулбаева, грозить увольнениями надо главам всем областных подразделений.
15-летние мамы и детдомомучительницы
- Не решаются жилищные вопросы воспитанников, допущены факты помещения детей с инфекционными и иными тяжкими заболеваниями в дома ребенка без перенаправления в специализированные медицинские учреждения. Почему эти факты на протяжении длительного времени имели место в Алматинской области и где был прокурорский надзор? — строго вопрошал генеральный прокурор Асхат Даулбаев у прокурора региона Габита Миразова.
Тот в ответ предсказуемо напомнил, что проверки проводятся ежегодно и каждый раз выявляют нарушения. «Приняты все меры, и виновные наказаны», — пытался найти отличие от предыдущих ревизий Миразов.
- Следует бороться с систематическими проблемами в детдомах жестко: отбирать лицензии и закрывать учреждения, а лиц, допустивших нарушения, привлекать к уголовной ответственности, — заявил Даулбаев.
Алматинская область стоит особняком даже на фоне многочисленных нарушений по всей стране. Достаточно вспомнить, как жестоко руководство специализированной школы-интерната для детей с задержкой психического развития (интернат №8) в Алматы пыталось скрыть факт беременности несовершеннолетних воспитанниц.
- Как получилось, что в одной только спецшколе-интернате №8 в прошлом году выявлено три факта беременности воспитанниц, которым было всего по 15—16 лет? Более того, это пытались скрыть, сделали им аборт уже на тех сроках, которые грозили жизни и здоровью детей, — метал гром и молнии Даулбаев.
- Куда смотрит администрация учреждений и какие меры принимаются к руководителям этих организаций? — обратился он к заместителю акима Алматы Серику Сейдуманову. На внятные ответы прокурора области шеф, видимо, уже не рассчитывал.
- Такие факты имели место, и люди, которые этим занимались, по ним приняты меры. Заместитель директора по воспитательной работе уволена, воспитатели получили наказание, — перечислил Сейдуманов.
Непонятно, почему в акимате считают увольнение страшным наказанием для руководства интерната, хотя на самом деле это возможность уйти от ответственности.
Куда ни ткни — всюду нарушения
Алматинская школа-интернат № 8 была упомянута на коллегии еще не раз. В частности, ее вспомнил начальник департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Канат Сейдгапбаров, когда приводил примеры хищения бюджетных средств, выделяемых на сирот.
- С большим уважением относясь в целом к труду воспитателей, не можем умолчать вопиющие факты, когда отдельные из них воруют у сирот. В Алматы директор школы-интерната №8 — ныне уволена — незаконно перечислила 1,5 миллиона тенге на картсчета фиктивных работников, — сообщил Сейдгапбаров. — Аналогичные факты выявлены в Арысском детском доме Южно-Казахстанской области и школе-интернате Меркенского района Жамбылской области. Возбуждены уголовные дела, а директор Арысского детдома уже осужден на один год лишения свободы условно.
- В Кокпектинском детском доме Восточно-Казахстанской области четверо воспитанников пропускали занятия в школе из-за отсутствия зимней обуви. Причиной этому послужил несвоевременный закуп теплых вещей, — продолжил представитель Генпрокуратуры. — В Карасайском районе Алматинской области директор детского дома №1 перечислила индивидуальному предпринимателю один миллион тенге за непоставленную детскую одежду. По представлению прокуратуры ущерб учреждению возмещен, директор освобождена от занимаемой должности.
- Администрацией Западно-Казахстанской областной вспомогательной школы-интерната оплачено более двух миллионов тенге за продукты питания, которые не были завезены, — доложил Сейдгапбаров.
Представитель Генеральной прокуратуры привел факты, когда откровенно наплевательское отношение воспитателей к своим обязанностям и судьбам вверенных детей приводит к трагическим последствиям.
- В прошлом году в Карагандинской области 16-летний воспитанник дома юношества «Жалгас» беспрепятственно пронес спиртное и распил его с приятелем. Из-за чрезмерного потребления подросток уснул в подвале и погиб от переохлаждения. А при сверке в Алматинской спецшколе-интернате для детей с задержкой психического развития вообще не оказалось 37 из 96 его воспитанников. При этом никто из администрации не мог пояснить, где дети и что с ними происходит, — вновь вернулся выступающий к тому же учреждению, с которого генпрокурор начал разнос главы областного надзорного ведомства.
- Подобные случаи говорят о системном кризисе в организации интернатного воспитания. Отсутствует эффективный контроль и обратная связь с воспитанниками. И здесь, на наш взгляд, заслуживает критики работа местных исполнительных органов, — заявил представитель Генпрокуратуры.
Опекуны VS казенные дома
Ежегодно на содержание воспитанников детдомов и интернатов выделяется порядка 8 миллиардов тенге из местных бюджетов и немалая спонсорская помощь.
- Ежемесячно на содержание одного воспитанника государство тратит 70 тысяч тенге, — добавил Сейдгапбаров. — Однако проведенные совместно с Комитетом по охране прав детей проверки показали, что в отдельных учреждениях для проживания детей не обеспечены даже элементарные условия.
В связи с этим начальник департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генпрокуратуры предложил увеличить выплаты опекунам (сейчас на одного ребенка они получают 17 тысяч тенге в месяц) и патронатным (приемным) родителям — им государство платит 27 тысяч тенге в месяц на одного ребенка, то есть более чем вдвое меньше, чем детдому и интернату.
- Полагаем, что увеличение выплат опекунам и патронатным родителям способствовало бы уменьшению количества сирот в интернатах. В Казахстане из 34 тысяч детей, оставшихся без родителей, лишь 2 тысячи, или около 6%, находятся на патронатном воспитании. Возможно, причиной является недостаточное финансирование опекунства и патроната, — предположил Сейдгапбаров.
С его логикой можно согласиться: система детдомов и интернатов зарекомендовала себя так, что патронатные родители хуже быть уже не смогут.
- К сожалению, в интернатах права и интересы детей подвергаются систематическому нарушению, одной из самых острых проблем продолжает оставаться насилие над воспитанниками. Этому способствует определенная закрытость заведений для общественности и государственных органов, — сказал начальник департамента. — По итогам опросов, проведенных Детским фондом ЮНИСЕФ, более половины воспитанников подтвердили наличие в казахстанских детских домах системного насилия. Случаи, которые становятся известны общественности и СМИ, вызывают обоснованное возмущение. Однако эти факты повторяются с пугающей частотой.
В ответ генпрокурор предложил установить в детдомах «ящики доверия» для того, чтобы каждый воспитанник мог пожаловаться на рукоприкладство и насилие. Подобную схему ведомство уже отработало в вооруженных силах.
- Мы сделали это таким образом, чтобы ящики не контролировало руководство воинских частей. Я думаю, что надо такую же работу наладить во всех учреждениях, где дети находятся в изоляции от своих родителей и не имеют возможности самостоятельно защитить свои права. Эта система эффективна и способна наладить обратную связь. У нас сегодня буквально за каждой школой закреплены инспекторы по делам несовершеннолетних. Они могли бы получать эту информацию ежедневно на системной основе и оперативно реагировать на факты. В целом, я думаю, что прокуроры не реже раза в месяц должны посещать эти учреждения, — распорядился генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев.
В очередь, осиротевшие дети!
А как решать квартирные вопросы совершеннолетних выпускников детдомов и интернатов, похоже, не знает даже генпрокурор. Во всяком случае, комментариев этой части доклада Сейдгапбарова с его стороны не последовало.
- За последние семь лет из 14 тысяч выпускников в закрепленное жилье вернулись только 832, или 6%, а получили от государства квартиры лишь 823, или 5,8%. Соответственно, свыше 12 тысяч выпускников не имеют жилья, только половина из них состоит на учете, — сообщил Сейдгапбаров. — Самый высокий показатель нуждаемости детей-сирот в жилье наблюдается в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Акмолинской областях. Сегодня из находящихся в интернатных учреждениях 10 тысяч 887 воспитанников только 6%, или около 700 детей, имеют закрепленное жилье, в очереди стоят более 8 тысяч детей, или 81%.
Прокурор напомнил, что в парламенте находится законопроект, направленный на усиление жилищных прав детей-сирот, в частности — на первоочередность получения ими квартир. Но даже представитель надзорного органа сильно сомневается, что этот закон будет исполняться в нашем государстве.
- Даже этот закон не сможет помочь, если не будет ответственного и неравнодушного отношения к детям уполномоченных лиц. В настоящее время две тысячи детей не поставлены в очередь на получение жилья в основном по бюрократическим причинам. В отдельных случаях не обеспечивается сохранность имевшегося у детей-сирот жилья. Причина последнего обстоятельства — в размытости компетенции по данному вопросу, из-за чего ни один из уполномоченных органов не считает себя ответственным за сохранность жилья детей-сирот, — заметил представитель Генпрокуратуры и привел конкретные примеры такого разгильдяйства.
По его словам, по возвращении из Алгинского детского дома в Актюбинской области воспитанницы не смогли вселиться в свое жилье, так как там из-за отсутствия контроля проживали бомжи. Права выпускниц были восстановлены лишь после вмешательства прокуроров. А воспитанник Рудненского детского дома в Костанайской области остался без квартиры из-за пожара, случившегося более четырех лет назад. «Администрации детдома и органам опеки и попечительства об этом стало известно только в ходе прокурорской проверки», — заявил он.
- Директор Мангистауской областной детской деревни на протяжении трех лет проживал с семьей в одном из домов учреждения, предназначенном для воспитанников. Более того, расходы за коммунальные услуги на сумму 215 тысяч тенге были оплачены им за счет средств государственного учреждения. После вмешательства прокуратуры директор освобожден от занимаемой должности. А в петропавловском Доме юношества незаконно проживали четверо работников полиции и управления образования. При этом воспитаннице областного детского дома в размещении было отказано из-за отсутствия свободных мест, — заметил Сейдгапбаров.
В ответ вице-министр образования и науки Саят Шаяхметов клятвенно заверил, что в Казахстане работников акиматов будут наказывать за несвоевременное предоставление жилья детям-сиротам. Но всего лишь в административном порядке. Пока же в законодательстве нет и такого вида наказания. Что мешало его ввести ранее — большой вопрос, который на коллегии не поднимался…
Оригинал статьи: