ЧТО ДАЛЬШЕ?
КАК ПОСТУПАТЬ ВЛАСТЯМ? ЧТО ДЕЛАТЬ НАРОДУ?
В свое время мои доклады “О политической ситуации” ложились на стол различным руководителям страны. Часто — чаще, чем он сам об этом подозревает — моё творчество читал президент и принимал решения на их основе. Мои работы посвящались не только власти — многие политические силы не раз обращались ко мне с просьбой сформулировать актуальную проблематику и пути решений. В общем, в этом жизнь вашего покорного слуги крайне интересна.
Я написал это не ради хвастовства. А чтобы привлечь внимание всех к тому, что мы называем политологическим прогнозом или сценаристикой.
Судя по тому, как сейчас действует власть — такой жанр в её коридорах либо непопулярен, либо утерял свою профессиональную точность. А, может, подменён чисто кэгэбэшными или эмэвэдэшными анализами в духе, “а мы их всё равно нахрапом всех возьмём”, “шапками закидаем”, “рассегментируем, посадим, зашугаем, распилим и пойдём дальше”. В итоге вся эта машина под названием “Казахстанское государство” несётся бог знает куда с бешеной скоростью. А главное — по дороге теряется масса шансов для нации.
ЧАСТЬ I
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Около двух с лишним лет назад в своей видеопрограмме “Нация и политические мифы”, которая выходила на сайте zonakz, я уверенно высказал суждение, что в Казахстане начался революционный период со всеми вытекающими из него последствиями. Многие сочли это за журналистский эвфемизм, а зря. Дело в том, что понимание революционного процесса влечёт за собой понимание логики развития событий. А значит — подскажет наиболее правильные политические шаги всем действующим лицам в политике.
В стране сложилась классическая революционная ситуация. И 21 мая — это её некий Рубикон, который задаст дальнейший алгоритм развития событий в стране.
ПРИЗНАКИ:
Помимо простейшей формулы “верхи не могут, а низы не хотят”, существует гораздо больше признаков революционной смены политического строя:
1. Крах экономической базы режима. Политический строй зиждился лишь на одной экономической формуле — на продаже национальных ресурсов за рубеж, присвоении этой прибыли себе и накоплении её за рубежом. Падение цен на нефть привело к тому, что руки власти потянулись к еще одному ресурсу — земле. Правда до этого была проведена истерическая приватизация массы национальных основных фондов — от дворцов культуры до национальных заповедников. Но вот настало время и последнего рубежа.
2. Крах социальной структуры. Социальные проекты государства строились по остаточному принципу, поэтому, как только исчезли средства, все социальные черты государства рухнули в одночасье — налоговая система, пенсионная, образовательная и прочая. Углубилось социальное неравенство. А с отсутствием социальных лифтов — возможности для рядовых людей “выбиться наверх” — рухнуло и гражданское общество. Оно превратилось в сословно-феодальное. Социальный крах компенсировался усилением силового давления и адмресурса. Силовикам стало всё позволяться, лишь бы они держали в страхе народ. В результате государство стало откровенно репрессивным и несправедливым.
3. Крах всех политических институтов. Все политические структуры фиктивны, партии играют декоративную роль, поэтому это просто пустая трата национальных ресурсов в обмен на иллюзию, в которой живет сама власть. Политической жизни как таковой нет — есть чисто феодальная царедворческая политика, где “новые князья” рубят друг под другом стулья ценой жизней своих мамлюков. Никакая мысль — ни национальная, ни интернациональная, ни демократическая, ни консервативная, ни либеральная, ни почвенная — никак не представлены ни на политической арене, ни в национальном интеллекте в виде активно развивающихся “умных линий”. Остались только эмоциональные рефлексии на эти темы.
4. Теперь выявился главный признак — сложился баланс ПОВОДА и ПРЕДПОСЫЛОК к открытым революционным выступлениям. Те, кто до сих пор помнит, что это значит, сразу поймут, что вышеописанные три пункта — это предпосылки. А поводом выступил Земельный кодекс. Недовольство подходами в Земельном кодексе — это лишь повод для народа, чтобы выразить политическое недовольство режимом в целом. Народ понял, что все предпосылки важнее, нежели всё остальное. Поводы в современной политологии часто принято называть триггерами — спусковыми крючками событий. Вот эти триггеры-то у нас и впереди.
ЧТО ЭТО ДАЕТ НАМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ?
ПЕРВОЕ. Это то, что процесс уже практически необратим. Единственное, что можно сделать — это снизить долю вероятности открытых социальных конфликтов.
Сегодня эта вероятность максимальна. Почему?
Вот и настал тот момент, когда реализовалась та самая угроза, о которой все пели властям чуть ли не в каждом политическом выступлении. Уничтожение формальной оппозиции привело к тому, что договариваться с кем-то надо будет, а уже не с кем. Сами всех пересажали, дискредитировали, осудили и разогнали. А именно сейчас тот момент, когда нужна была бы именно организованность протеста, чтобы удержать ситуацию от откровенного коллапса. Через компромиссы и переговоры. Но с кем сейчас!? В ответ — тишина.
Власти лихорадочно ищут некие опорные персоны — то им в комиссию надо, то для встречи с блоггерами, то какие-то творческие псевдоавторитеты в стиле “главное, чтобы не было войны”, но это всё “пустые хлопоты”. Только квалифицированные политики способны вести настоящую политическую игру. А их нет. Причём по обеим сторонам. Везде личности-имитации.
Для нации это не беда. Если сравнивать ситуацию с футболом, то сейчас ситуация как накануне Чемпионата мира. Глупые ставят на старых звёзд, а умные знают — Чемпионат сам родит новых звёзд, это закон развития. Так и сейчас на улицах страны будут рождаться новые лица. Но в коридорах власти они не будут рождаться — их не пропустит вонючий парафин коридорной бюрократии! И это для власти истинная катастрофа.
РЕЗЮМЕ. Понимание необратимости процесса резко снижает необходимость тратить время на невозможное — предотвращение неизбежного. Смысл? Любые безумные трепыхания лишь усугубляют ситуацию, ускоряют её и лишают вариантов политического манёвра. Общий тренд не изменить, значит надо конкретизировать цели и задачи буквально в каждый короткий исторический отрезок.
ВТОРОЕ. Раз процесс необратим, то он может быть, все же, контролируем. Потому что только контроль даёт достижение целей. Но, как и где осуществлять этот контроль?
Мы видим, что власть ищет его в противоправных методах — выжигая и без того пожжёное поле арестами, задержаниями и глупым идиотским беспределом. Но если цель — контроль, то мы уже видим, что результат-то прямо противоположный!
Народ уже стал молниеносно генерировать протест, причём организаторов этого особенно и нет. Зачем? Сказки про внешние силы можно оставить бездельникам из ОРТ Евразия — они им к лицу.
Цели же широких народных масс постепенно кристаллизуются. Быстро приходит понимание того, где предательство, где соглашательство, а где твёрдая и честная гражданская позиция.
Попробуем и мы выкристаллизовать эту цель народа. Вернее её доминирующую трактовку. Понятное дело — есть те, кто любой ценой хочет снести именно “власть Назарбаева” ни больше, и меньше. Но доминирующая звучит, всё же, немного иначе. Вот она:
НАСТОЙЧИВО И НЕПРЕКЛОННО ДОБИВАТЬСЯ ПОСТЕПЕННОГО ОТВОЕВЫВАНИЯ ОБРАТНО У СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МАКСИМАЛЬНО ОГРАНИЧИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННУЮ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ.
Самое главное — МИРНО добиваться. Ключом к этой мирной революции является право на митинги и собрания. Это начало всех начал. Поэтому 21-го числа люди пойдут отвоевывать себе именно это право. Собственно немирной революции большинство не желает, однако — в случае безысходности (я повторяю, в случае безысходности) большинство примет и этот сценарий. Может даже и на днях.
Согласитесь, если народ стремится получить себе свободу выступлений, а власть это стремление тупо гасит — то это и моделирует тот самый вариант с безысходностью. И делает столкновение неизбежным.
РЕЗЮМЕ. События сегодня неизбежно развиваются в сторону открытого силового противостояния власти и народа. При этом у власти пока есть организационные ресурсы. А у народа нет, но уже быстро образуется мощнейший ресурс САМООРГАНИЗАЦИИ. Пока баланс не в пользу народа, но это временный баланс. Почему?
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ В СЛУЧАЕ СИЛОВОГО СТОЛКНОВЕНИЯ 21-ГО?
Если власть думает, что с помощью силы сможет победить в этой ситуации — это огромная и ключевая ошибка.
Если будут столкновения на основе признания выступлений несанкционированными, если пройдут потом аресты и репрессии, то для власти начнётся один процесс:
ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ РАСПАД АДМИНИСТРАТИВНО-СИЛОВОЙ СИСТЕМЫ, на которую она опирается.
Если высоколобые чиновники из Акорды полагают, что полицейским доставляет удовольствие “мочить” апашек, пожилых людей и собственных сверстников — они жестоко ошибаются. Полиция давно желала бы деполитизироваться и заниматься правопорядком, а не гонять по площадям нормальных людей.
Открытые столкновения чётче и грубее расчертят понятия правды и патриотизма. И многие из полицейских, сотрудников КНБ, чиновников из ведомств и областных акиматов зададут себе вопрос — а не идут ли они реально против собственного народа? И зачем это им вообще надо? И сколько можно делать из них “козлов отпущения”, швырять в злобную толпу, отсиживаясь в тёплых астанинских кабинетах?
Это только сознательные. А будут ещё и просто струсившие, увидевшие в глазах людей будущую уголовную ответственность.
А будут и такие, которые просто разумно не захотят быть заложниками чьей-то начальственной тупости. И отойдут в сторону. Если не перейдут на сторону народа.
Во всяком случае, рассчитывать на преданность не стоит. Преданных режиму сознательно просто не существует. Поэтому система начнёт разлетаться на куски уже 22 мая. А это последний оплот политической системы.
Вот такое очень серьёзное значение этого непростого дня — 21 мая. Хотя, казалось бы, всё могло бы быть по-старому для власти — выйдет немного людей, посадим кое-кого, и всё обойдётся. Нет. Обвал неизбежен, и он приобретёт очень сильное ускорение.
Те, кто учился хорошо марксизму и знает, как все происходило в других странах, прекрасно поймёт значение этих дней Ч, после которых процессы становятся необратимыми.
Часть ІІ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЦЕЛИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ ДРУГ ДРУГУ? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НЕКИЙ КОМПРОМИССНЫЙ ВАРИАНТ?
Цели народа и политической власти Назарбаева действительно противопоставлены друг другу. Потому что одна сила стремится не отдать однажды отобранное — то есть всё. Другая — вернуть себе всё обратно — от национальных ресурсов до гражданских свобод. А поскольку речь идёт ни много, ни мало о том, чтобы отобрать и вернуть надежду на светлое будущее, то это противостояние по-настоящему бескомпромиссно.
Но есть определенное поле для компромиссов. Его можно найти, если перейти от “больших чисел” — понятий “власть” и “народ” к интересам конкретных личностей, групп и даже прослоек.
Здесь мы увидим, что есть прямая зависимость между тем, насколько мирно пройдут изменения и тем, насколько конкретные лица могут сохранить свободу, социальный статус и даже материальное благополучие. Если процесс пройдет предельно не мирно, то даже и о жизни и безопасности будет трудно говорить — вспомните Каддафи, Чаушеску или Пиночета.
Сегодня большинство высших руководителей глубоко заблуждаются, полагая, что смогут спрятаться от плохого будущего за спинами пацанов в полицейских мундирах. Что их минет накопленная политическая ответственность. Нет. Эти сроки уже давно прошли. Так что тут безопасность им искать не стоит.
Компромиссный вариант есть. Он практически единственный, и его алгоритм я попробую сейчас изложить:
ЧТО ДЕЛАТЬ ВЛАСТИ? ЧТО ДЕЛАТЬ НАРОДУ?
Платформой к компромиссу является только одно условие — МИРНЫЙ характер изменений, выдержанный со всех сторон. Со стороны власти, со стороны протестующих вместе и различных политических сил общества по-отдельности. Поскольку организованную оппозицию власть уничтожила, придётся всю нагрузку взять на себя и буквально молиться, чтобы у людей не “сдали нервы”. Единственный шанс — это играть на опережение ПО СМЫСЛАМ, а не ПО РЕФЛЕКСАМ,
Какова последовательность действий?
1. Акорде нужно немедленно собрать экстренное совещание акимов и немедленно санкционировать митинги по всей стране. Определить места проведения. Они должны быть не позорными, как сквер за Сары Аркой — а достойными. Речь идёт о центральных площадях в городах-столицах и областных центрах.
2. Силовым ведомствам дать задание обеспечить безопасность шествий цивилизованным образом. Ответственность за конфликты возложить не на абстрактные “внешние силы”, а на представителей власти и правопорядка на местах. Вплоть до заведения уголовных дел.
3. Отказаться от самостоятельной организации провокаций. Цель в данном случае это мирное шествие, а не дискредитация митингующих. Поэтому провокации — это срыв мирной платформы, это провал как целеполагания, так и достижения целей.
4. Обратиться к народу с призывом провести митинг мирно, без столкновений и провокаций. Призвать лидеров мнений повлиять на это своим авторитетом. Это может президент.
5. Смириться с тем, что отныне митинги и шествия станут непременным атрибутом политической жизни страны и обучать себя жить в новых условиях. Перестраивать под это весь силовой, административный и судебный ресурсы. А также адаптировать свои политические институты.
Со своей стороны народ:
1. Отвоевывает себе право свободно проводить митинги и собрания.
2. Оттачивает свою способность проводить их в мирном ключе, без конфликтов и эксцессов. Это важно, потому что противостояние провокациям со стороны внешних сил не перестают быть актуальными.
3. Продолжает процесс самоорганизации в виде выдвижения на первый план реальных политических лидеров, чьё мнение и действия в дальнейшем позволят им стать полноценными, а не липовыми политиками. Возможно, стать лидерами нового партийного поля.
ВАЖНО. Развал государственной вертикали страшен не только для власти. В определенный момент он может послужить возникновению чрезмерной дестабилизации в стране и её открытости к внешнему вмешательству. В этом случае политическая ответственность властей увеличивается многократно. Но если цена — демонтаж репрессивной системы, то это та цена, которая в какой-то момент окажется приемлемой.
В общем, во всех случаях — в политической игре правящей группе никогда нельзя доводить себя до цугцванга. А сейчас она всячески стремится к нему добровольно.
РЕЗЮМЕ. Я нашел единственную общую платформу, которая системно соответствует интересам противопоставленных политических сил сегодня. Это — принятие в политическую жизнь страны МИРНЫХ ШЕСТВИЙ в виде обычной гражданской политической традиции, а не некоего эксцесса. Чтобы понять как это — достаточно сравнить итоги Болотной площади и Майдана.
В остальном, как бы не старались пропагандисты и заблуждающиеся, никаких общих интересов у широкого круга граждан и у узкого круга власти нет. Причём и эта платформа просуществует очень короткое время.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Этот вариант практически единственный, который позволит проводить в Казахстане мирные преобразования, закладывая этот тренд прямо сейчас.
В дальнейшем такая возможность будет утеряна — не стоит убаюкивать себя иллюзиями. НУЖНО ПОМНИТЬ — РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ ВСЕ ОБЛАДАЮТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЛОГИКОЙ РАЗВИТИЯ. Если пускать всё на самотёк или наоборот форсировать процессы агрессивными действиями, как это сейчас делает власть — то история показывает — результаты все банально предсказуемы.
Я описал простейший вариант действий, но у его реализации есть одно важнейшее условие — это то, что правящая группа довольно однородна в своих интересах и продолжает хранить хотя бы тактическую преданность Назарбаеву.
Если внутри правящей группы уже вызрела другая группа, которая хочет уничтожить его власть персонально, то она наоборот будет стремительно усиливать агрессивное поведение, чтобы максимально разозлить народ и направить его озлобленность в одном конкретном направлении — на Назарбаева лично.
В общем, ситуация для Назарбаева как в “Крёстном отце” — тот, кто предложит тебе жёсткий сценарий и есть главный предатель.
PS. Это ситуативный разбор, который станет уже послезавтра неактуальным и упущенным. Далее, если будет возможность, напишу ещё. Пусть подтвердят те, кто раньше читал мои прогнозы — я мог немного ошибаться в сроках, но в сути и итогах процессов — практически никогда.
Аккаунт Дастана Кадыржанова в Facebook
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com