Голодовка закончена, но борьба за свободу слова в Казахстане продолжается
18 дней продолжалась голодовка главного редактора журнала ADAM bol Гульжан Ергалиевой. Вчера, под давлением общественности и настоятельной просьбе соратников, она прекратила эту крайнюю акцию протеста, которая могла закончиться трагедией. Однако борьба за ADAM bol и все независимые СМИ в Казахстане продолжается, а что касается самого закрытого казахстанскими властями издания, то момент истины наступит 26 февраля – именно на этот день было перенесено заседание суда второй инстанции по журналу.
Молчание властей
Напомним, 19 января 2015 года Гульжан Егалиева объявила о начале бессрочной голодовки, главным требованием которой было прекращение репрессивных действий властей против журнала ADAM bol и свободы слова в целом. Главный редактор и автор ряда журналистских проектов (практически все они были принудительно закрыты властями) выступила за справедливое и всестороннее рассмотрение дела «Акимат против АДАМа» на суде второй инстанции, потребовала привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших многочисленные нарушения законодательства в ходе репрессий против издания. Речь идет о судье и прокуроре, засудивших ADAM bol, а также судоисполнителе, арестовавшего имущество физических лиц, не имеющих никакого отношения к судебным разбирательствам между журналом и священнослужителем, подавшим иск против редакции (напомним, уже после закрытия журнала моральный ущерб «благодаря» кассационной коллегии горсуда, был увеличен до 5 млн тенге).
Однако, как показали все 18 дней голодовки, официальные власти попросту проигнорировали происходящее. На все обращения редакции, самой Гульжан Хамитовны и представителей общественности во все государственные органы (Администрацию президента, Верховный суд, Генеральную прокуратуру и так далее), в лучшем случае, следовали отписки и откровенное «отфутболивание» в другие инстанции. Более того, 24 января, на пятый день голодовки, Гульжан Ергалиева была задержана сотрудниками полиции (операцией руководил замначальника Бостандыкского РУВД), когда она направлялась на «встречу с читателями», организованную общественностью. Кроме нее, в полицию были доставлены сотрудники издания Аян Шарипбаев и Мирас Нурмуханбетов, руководитель Штаба по поддержке акции протеста Розлана Таукина и правозащитник Ермек Нарымбаев.
Как выяснилось позже, основным докладчиком (кроме сексотов и агентов в соцетях) по ситуации с голодовкой была участковый врач из районной поликлиники, прикрепленная к месту проведения акции. Об этом стало известно в минувший понедельник, когда члены Штаба пошли к акимат для вручения письма-требования Ахметжану Есимову. Тогда начальник Управления внутренней политики (инициировавший иск) Санжар Бокаев заявил, что они следят за состоянием Гульжан Хамитовны и она, якобы, пьет минирализированную воду с витаминами. Это была откровенная ложь. Равно, как и то, что Рамазан Есергепов, присоединившийся к голодовке 26 января, нарочно выпил какое-то лекарство, чтобы спровоцировать ухудшение здоровья (он был госпитализирован на шестой день своей голодовки).
Общество требует!
Вместе с тем, акция протеста Ергалиевой вызвала огромный резонанс в обществе – как у нас в стране, так и за рубежом. В редакцию, где проходила акция, каждый день приходили десятки людей, приходили телеграммы поддержки, раздавались телефонные звонки. Кроме слов поддержки, особенно тогда, когда здоровье голодающей стало резко ухудшаться, стали появляться просьбы прекратить голодовку. Аргументы при этом были разные – и то, что этим ничего нельзя добиться в этой стране, и то, что здоровье и жизнь Ергалиевой не стоит этого, и то, что она уже добилась даже большего – обратила внимание на репрессии против свободы слова и показала всю сущность существующего режима. В соцсетях даже появилось целое течение «Я голосую за жизнь!», основной целью которого было убедить Гульжан Хамитовну выйти из голодовки, угрожающей ее жизни и здоровью.
Однако Гульжан Ергалиева, хотя и с пониманием относилась ко всем подобным обращениям, но всегда заявляла о намерении стоять до конца – как минимум, до судебного заседания по апелляционной жалобе редакции на решение суда первой инстанции. Примерно две недели назад стало известно, что процесс по этому делу в Алматинском горсуде назначен на 5 февраля. С намерением поддержать журнал выступили десятки простых граждан и представителей общественности.
Но вечером 4 февраля, уже после завершения рабочего дня, стало известно, что суд откладывается на неопределенное время. Как выяснилось позже, причиной этому стала болезнь представителя истца (Серика Алдабергенова), а процесс будет начат 26 февраля. Впрочем, многие все же многие (около 40 человек) пришли на следующий день в горсуд – кто-то не знал о переносе, а кто-то откликнулся на призыв редакции прийти и узнать о причинах отложения слушаний из первых уст. К всеобщему удивлению, судебное заседание было открыто судьей Турсыном Набиевым. На нем председательствующий официально объявил о том, что г‑н Алдабергенов предоставил в канцелярию больничный лист (однако диагноз он называть не стал, но вряд ли что-то, что более опасно для здоровья, чем 18-дневное голодание), заявив, что объявляется перерыв до 12 часов 26 февраля.
«Вы победили!»
После этого, прямо на ступеньках перед горсудом, был проведен короткий брифинг для журналистов и общественности. На нем Гульжан Хамитовна заявила по поводу экстренного переноса заседания:
– Это было неожиданное решение. Сразу хочу сказать, что такой перенос заседаний бывает не часто. Я могу предположить две версии по этому поводу. Во-первых, после всех наших жалоб и обращений во всевозможные инстанции, писем граждан и моей голодовки протеста, возможно, в Астане кто-то встрепенулся и решил все перепроверить, проевсти ревизию. Ведь, конечно, всю эту халтуру узаконивать нельзя.
Второе. Почему они взяли такую длительную паузу? Общественный резонанс мог насторожить главных сценаристов и режиссеров (а не простых исполнителей в лице акимов или судей). Может быть, это даже какой-то добрый знак. Хотелось бы верить, что эта пауза для властей нужна для того, чтобы посмотреть на это дело с другого ракурса.
На импровизированной пресс-конференции члены Штаба по поддержке требований главного редактора журнала ADAM bol Гульжан Ергалиевой также отметили необходимость прекращения этой крайней акции протеста, заявив, что будут настаивать на прекращении голодовки.
– Сегодня утром мы опять собрались и единогласно пришли к выводу, что здоровье Гульжан Ергалиевой для нас, всех граждан страны, дороже, чем решение отдельных судебных решений. Морально она победила! Тем более, она боролась и борется не только за свой журнал, но и за все преследуемые властями независимые СМИ, – сказал Амиржан Косанов.
В свою очередь Рысбек Сарсенбайулы, обращаясь к соратнице, заявил:
– Вы нужны всем нам. Ведь впереди еще предстоит борьба, для которой нужны силы. Гулеке, мы вам благодарны за вашу акцию и борьбу, и мы всегда будем вместе с вами! Если надо, то тоже встанем на ваше место, перенять эстафету голодовки. А пока давайте вместе готовиться к предстоящему суду, и тогда мы вместе придем к победе!
При этом Розлана Таукина заметила, что Штабом будет продолжена работа и, если возникнет необходимость, то будет начата веерная (этафетная) голодовка, к которой уже сегодня намерены присоединиться многие известные общественные деятели, журналисты и простые граждане во всех регионах страны.
Не последнее слово
Днем того же дня Штаб распространил сообщение о прекращении голодовки, отмечая, что борьба на этом не прекращается. Позже Гульжан Хамитовна обратилась ко всем, кто поддерживал ее и свободу слова в Казахстане:
“Все эти 18 дней голодовки в знак протеста против незаконного закрытия журнала – 18 дней надежд, тревог и ожиданий — вы были с нами. Вы приходили, чтобы поддержать меня и теперь уже наш общий журнал ADAM bol. Я безмерно благодарна вам, друзья, за все – за ваши теплые слова, за ваши советы и пожелания.
Я свое слово сдержала. Давайте подождем, что скажут те, кому я адресовала совершенно естественные для каждого человека требования – провести справедливый суд, который теперь назначен на 26 февраля.
Хочу обратиться к ним с простыми и ясными для каждого словами: Адам болайық!”