Референдум, запланированный греческим правительством по поводу принятия или непринятия решений брюссельского саммита ЕС и связанной с ними программой экономии госсредств, еще не начавшись, обернулся паникой на европейских финансовых рынках. Буквально за сутки евро потерял более трех центов по отношению к доллару США (в данный момент курс евро к доллару составил 1 = 1,37), а индексы крупнейших европейских бирж ощутимо поползли вниз.
Так, к примеру, на Франкфуртской бирже DAX потерял во вторник более 4%. Акции крупнейших банков и финансовых концернов худеют на глазах —
До свидания, еврозона?
В данный момент понятно лишь одно: переполох на бирже, возникший оттого, что финансисты весьма скептически относятся к греческому референдуму, свел на нет позитивное воздействие решений брюссельского саммита ЕС. Если в конце минувшей недели курсы акций пошли вверх, а евро значительно потолстело, то сегодня картина выглядит с точностью до наоборот. Зная настрой большинства греческого населения, европейцы не верят в позитивный исход голосования и считают, что греки не захотят «поступаться принципами».
Как заявил один из немецких евродепутатов по этому поводу: «Трудно представить себе, чтобы нормальный человек своими руками проголосовал за урезание своих доходов — даже если в реальности от этого зависит, будет ли он вообще получать хоть
В самом деле, до сих пор греческие демонстранты требовали выплаты зарплат на прежнем уровне, сохранения всех социальных выплат и льгот, запрета на продажу госпредприятий — а из каких источников все это должно финансироваться, их не интересовало. Так что у Европы нет оснований думать, что теперь их настроение вдруг изменится.
В свою очередь, намерения греческого премьера вызвали весьма неприятные для Греции дебаты уже по иным, если можно так выразиться, «смежным» поводам. Так, финский министр по делам Европы Александр Стабб ожидает, что, по сути, греки на референдуме будут голосовать о том — оставаться или не оставаться им в еврозоне. «Ситуация настолько напряжена, — заявил он в интервью, — что, в принципе, речь идет о членстве Греции в общеевропейских учреждениях».
Шведский министр иностранных дел Карл Бильдт в свою очередь предостерег от возможных негативных последствий для общей борьбы против европейского финансового кризиса. «Вчерашние известия из Афин о том, что
Немецкое правительство, являющееся, по сути, в данный момент крупнейшим европейским кредитором Греции, восприняло это известие более осторожно. Согласно заявлению, распространенному
Ангела Меркель заявила, что намерена как можно скорее переговорить по этому поводу с французским президентом Николя Саркози, причем финансовые эксперты ее партии полагают, что речь пойдет о возможных совместных действиях немцев и французов на тот случай, если греки не согласятся выполнять требования Брюсселя.
«Вполне возможно, что руководители наших стран приступят к разработке плана банкротства Греции и ее вывода из системы евро», — предположил депутат немецкого бундестага от правящей партии ХДС/ХСС Вольфганг Босбах.
Примечательно, что если еще пару недель назад немецкие политики весьма резко отреагировали на заявление
Что касается либералов, чьим руководителем является Рёслер, то они сделали очередной шаг вперед: лидер фракции СвДП Райнер Брюдерле потребовал от стран Еврозоны уже сейчас приступить к необходимым для процедуры банкротства Греции приготовлениям. «Если Греция скажет “нет” борьбе со своими структурными слабостями, если она откажется даже пытаться спастись и потребует, чтобы остальные страны еврозоны ее попросту содержали — тогда, по моему мнению, альтернативы банкротству просто не будет» — подчеркнул он.
«Ах, как мы вас понимаем!»
Впрочем, следует заметить, что многие представители международных финансовых организаций выразили определенное понимание действий Георгиоса Папандреу. Так, к примеру, шеф канадского Центрального банка, который в рамках МВФ участвует в «спасении» Греции, Марк Кэрни заявил, что «греческий
В свою очередь министр финансов Германии Вольфганг Шойбле пообещал грекам «всемерную, в том числе финансовую, поддержку ФРГ в том случае, если на референдуме будет принято решение о проведении программы экономии в жизнь». «Мы не оставим греков один на один с кризисом, но солидарность — это дорога с двусторонним движением», — напомнил он недавние слова Ангелы Меркель, сказанные ею во время визита Папандреу в Берлин.
Сам же греческий премьер настолько уверен в «правильном» исходе голосования, что заявил даже о своей готовности связать вопрос о выполнении условий Евросоюза с вопросом о дальнейшей работе его правительства. «Мы доверяем нашим гражданам, — подчеркнул он в своем выступлении. — Мы верим в их рассудительность. Мы верим в их решение».
Так что теперь ему, как и всем европейцам, осталось ждать января: Папандреу — с уверенностью в собственных гражданах, а вот остальной Европе — с величайшими опасениями и сомнениями в их «рассудительности». Впрочем, возможно, в эти тяжелые времена их утешит еще одна новость, пришедшая из «проблемной» страны еврозоны — на этот раз из Ирландии. Тамошнее Министерство финансов, похоже, решило последовать положительному примеру, поданному немецким правительством, и отыскало у себя в бюджете «потерянные» деньги.
Напомним, что в конце прошлой недели немецкий Минфин официально сообщил, что в результате бухгалтерской ошибки казна недосчиталась 55,5 млрд евро, каковые теперь были благополучно найдены. То же самое, но в несколько меньших размерах, произошло теперь и в Ирландии:
Впрочем, особо радоваться этому не приходится: раньше считалось, что госдолг Ирландии составляет примерно 148 млрд евро, или 94,9% годового ВНП страны, теперь же эта цифра снизилась до 139 млрд (92,6%). Тем не менее, как говорится, мелочь, а приятно. Может, если другим «проблемным» странам «по сусекам поскрести» — глядишь, еще
Read More:
Греция между евро и драхмой