В канун нового года принято подводить итоги, давать прогнозы на будущее. Агентство CA-News обратилось к казахстанским политологам с одним вопросом: каким, на их взгляд, был уходящий 2013 год для Казахстана.
Так, политолог Сергей Расов отметил, что уходящий 2013 год прошел в Казахстане относительно спокойно, без особых политических сенсаций.
«Если оглядываться на прошедший год в Казахстане, то я бы назвал его годом ухода думающей и мыслящей публики, интересующейся политикой, в виртуальную реальность. Даже драконовский законопроект о повышении пенсионного возраста для женщин не смог заставить людей выйти с массовыми акциями протеста. То ли по причине отсутствия ярких лидеров гражданского общества, то ли от всеобщей апатии и уже сложившейся привычки все эмоции выплескивать в постах», — считает Расов.
По его мнению, главным событием года стал заметный рост так называемых национал-патриотов Казахстана, которые не только свой курултай провели, но и смогли посеять семена ненависти и вражды к России.
«Конечно курултай национал-патриотов, который состоялся в ноябре, сильно отличался от первоначальных грандиозных планов созвать Всеобщий съезд казахов и возродить политическую партию «Дух народа», но тем не менее события оказалось знаковым. Сейчас уже никто не вспоминает, что главным двигателем интеграционных процессов был президент РК Нурсултан Назарбаев, напротив, с легкой руки национал-патриотов в общественном сознании все больше укореняется мысль, что Россия и Путин затащили наивных казахов в никому ненужный Таможенный союз. Отсюда тренд года – это бесконечные споры-раздоры о государственном языке, о потере суверенитета, о возрождении Советского союза и российской империи и так далее. Быть националом-патриотом – стало модно и престижно, любая другая точка зрения подается как неуважение к казахскому народу, отсутствие патриотизма, «пятая колона», «совок» и так далее», — отмечает казахстанский политолог.
В свою очередь, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев также считает усиление национал-патриотического движения в Казахстане, где появились новые лидеры, основным трендом 2013 года.
«Согласно официальной статистике, в начале 2013 года население Казахстана составило почти 17 миллионов человек. При этом наибольший удельный вес в общей численности населения занимают казахи – 63,1% и русские 23,7%. На долю других этносов и этнических групп приходится 13,2% населения республики. Увеличение численности казахов за десятилетие произошло в основном за счет естественного прироста, а также миграционного притока оралманов на территорию республики. В этом плане рост популярности и усиление национал-патриотических настроений и движений в стране является вполне закономерным процессом. Также сюда можно добавить и рост религиозных настроений, в том числе у молодежи, чья общая численность по состоянию на 1 января 2012 года составляла 27% от общей численности населения страны. В этом плане можно согласиться с тем, что в среднесрочной перспективе некоторые политические игроки попытаются укрепить свои позиции за счет мобилизации протестных групп вокруг двух основных идеологических направлений: национал-патриотическом и религиозном, что также не исключает конфронтацию между ними», — отмечает Сатпаев.
С ним согласен и генеральный директор Информационного-Аналитического Центра Алексей Власов.
«Приходит новое поколение молодых политиков РК. Им сейчас 30—35 лет. Студенческие года прошли уже вне рамок советской эпохи. Либо это “болашаковцы”, чьи карьерные интересы во многом совпадают с устремлениями наших молодых чиновников и политиков из “Единой России”. Либо те молодые люди, которые больше склоняются к идеологии “национального пути”. Среди них есть и антиевразийцы и те, кто, допустим, не принимает западные ценности. Но их взгляды на будущее Казахстана и окружающий мир существенно отличаются от позиции чиновников и общественных деятелей старшего и среднего поколения. Как бы не относились Амиржан Косанов и Булат Абилов к политике России, в их восприятии нет отторжения русского, мы в прямом и переносном смысле говорим на одном языке. С новым поколением оппозиции, как показывает опыт Украины, говорить будет намного сложнее», — отмечает Власов.
Досым Сатпаев называет еще один политический тренд года — «идейный сепаратизм», когда общество продолжает раскалываться на многочисленные конфронтационные группы несмотря на все попытки властей мобилизовать людей.
По его словам, этот тренд существует в Казахстане уже давно и ведет к появлению локальных точек напряжения в разных регионах страны.
«В Казахстане уже был Шанырак, а затем Жанаозен. Что касается 2013 года, то, по данным казахстанских профсоюзов, с начала этого года, на почве трудовых конфликтов в стране было зафиксировано 150 акций протеста. Конечно, пока возникающие социальные взрывы имеют локальный характер. Причина связана с тем, что в Казахстане еще нет политической силы, способной мобилизовать существующие в стране протестные настроения», — отмечает Досым Сатпаев.
В оценке самого значимого события года в Казахстане в рядах политологов происходит небольшой раскол. Если Сергей Расов и Досым Сатпаев единодушно признают начало операции «преемник» основным событием года, то Алексей Власов отдает пальму первенства уходу Мухтару Аблязова из рядов «беглых оппозиционеров».
«Аблязов выходит из игры. Клуб беглых чиновников и банкиров заметно ослаблен. Для чиновников это плюс — отчитываемся перед Президентом о больших победах. И — минус — на кого можно списать оставшийся комплекс проблем? Один “мальтийский рыцарь” остался. А так хорошо было при любой критической ситуации — “англичанка гадит”. Уже сколько лет работала тема.
А если серьезно, то идет переформатирование оппозиционного лагеря и очень интересно, чем именно закончится это “движение”. Ушел Абилов, поссорился с бывшими партнерами Косанов, малозаметен Туякбай. Поэтому не случайно, что к борьбе за правое дело призвали Жакиянова — другой вопрос, нужно ли ему это? Итого, событие года — задержание и возможная экстрадиция Аблязова, системный кризис казахстанской оппозиции», — считает Алексей Власов.
Другое мнение у директора «Группы оценки рисков» Досыма Сатпаева. «В 2013 году президенту Казахстана Н.Назарбаеву исполнилось 73 года и это в очередной раз говорит о том, что политическое время уже давно играет против действующей власти. Ведь самый главный вопрос политической жизни Казахстана связанный с механизмом смены власти, так и остался без ответа в 2013 году. Президент только заявил о том, что все еще здоров и готов работать до 2016 года. При этом пока неясно, будет ли он снова принимать участие в следующих президентских выборах или запустит процесс преемственности власти, сохранив за собой статус «лидера нации»», считает Сатпаев.
Ему вторит Сергей Расов, «в середине октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев представил депутатскому корпусу кандидатуру Касым-Жомарта Токаева на должность председателя сената парламента РК, а бывший глава сената Кайрат Мами возглавил Верховный суд РК. И хотя Нурсултан Назарбаев заявил, что Кайрат Мами обратился к нему с просьбой вернуться к профессиональной деятельности, чуть позднее выяснилось, что такой просьбы не было.
Отметим, что тем самым Нурсултан Назарбаев завершил назначения на ключевые должности государственного управления — премьера правительства и спикеров палат парламента — чиновников, которые не имеют клановой принадлежности и полностью обязаны президенту. В этих условиях Касым-Жомарт Токаев представляет собой компромиссную фигуру, то есть человека, которого элитные кланы рассматривают как слабую фигуру, транзитного президента, если Нурсултан Назарбаев не сможет исполнять обязанности главы государства. Кстати, до этого назначения в интернете живо обсуждали версию, что Назарбаев провел консультации с Путиным о будущем преемнике и даже была названа фамилия племянника президента Самата Абиша».
Падением года в Казахстане Алексей Власов называет отставку Григория Марченко с поста председателя Национального банка. «Это тот случай, когда было столько ожиданий, но сбылось не так уж и много из обещанного. Марченко испортил отношения со СМИ и депутатским корпусом, но это может быть и реакция человека, который озабочен ситуацией во вверенном ведомстве, но не имеет возможности сказать, что на самом деле происходит.
А при этом понимает, что ответственность будет лежать на нем. Вероятнее всего, Марченко не выдержал постоянного нахождения в тяжелой психологической ситуации. Это и слухи о девальвации и пенсионная реформа, к которой он имел опосредованное отношение. Местные СМИ сделали все, чтобы уход главы Нацбанка превратился в полноценное развенчание кумира», — считает Власов.
В свою очередь, Сергей Расов называет уход Булата Абилова с поста лидера оппозиционной партии «Азат» и раскол в рядах оппозиционеров.
«Действительно, этот год для лидера партии «Азат» — оказался крайне неудачным: сначала под его руководством так и не смогли провести собрания республиканской общественности, чтобы инициировать референдум, затем последовал удар от сопредседателя партии ОСДП «Азат» Жармахана Туякбая, когда Туякбай объявил, что далее его партия ОСДП пойдет своим путем. В июле оказалось скомканным общереспубликанское собрание оппозиции, многие лидеры из регионов не смогли приехать, а сам Булат Абилов оказался на допросе в департаменте финансовой полиции.
Поэтому к решению г‑на Абилова уйти из политики многие отнеслись с пониманием, он просто устал от неудач: провал объединения партий «Азат» и ОСДП, неудача с организацией референдума по Таможенному союзу, неоднократно проигранные выборы в парламент, потерявшаяся партия «Азат», которая де-юре существует, но фактически брошена ее лидером на произвол судьбы».
Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов также отметил наиболее значимые на его взгляд события.
По его мнению самыми значительными событиями в Казахстане в 2013 году стали изменение в сфере социального обеспечение — отложение на 3 года изменения пенсионного возраста женщин и переход к минимальным социальным стандартам .
Кроме того, Шибутов отметил изменение в антитеррористическом законодательстве и работа Антитеррористического центра при КНБ, выборы сельских акимов, символическое начало добычи нефти на Кашагане, обновление партии “Нур Отан”, объявление Китаем о второй фазе реализации его плана “Великого Шелкового пути” и вхождение в проект Кашаган китайской компании, пересмотр закона о профсоюзах, переход к применению “зеркальных мер” в торговой политике, объявление российской “Трансфнефти” о снижение тарифов о прокачке казахстанской нефти до внутрироссийских.
Итак, подводя итоги уходящего года можно с уверенностью сказать, что 2013 год обошелся в Казахстане без политических сенсаций. Основным трендом остается усиление национал-патриотического движения и раскол в оппозиции, что в свою очередь приведет к тому, что часть протестных настроений перейдет в более радикальную сферу, в том числе связанную с экстремистской деятельностью. Тем более что в Казахстане, судя по увеличению количества осужденных лиц по обвинению в экстремизме и терроризме, уже произошло завершение трансформации отдельных протестных групп, в сторону их большей радикализации.
Источник: CA-NEWS