Превышения допустимых норм ядовитых веществ в близлежащих к космодрому населенных пунктах не обнаружено, заявил главный санврач Казахстана Жандарбек Бекшин, говоря о возможном заражении территорий ядовитым гептилом после аварии российской ракеты-носителя. Однако специалисты своего слова еще не сказали.
Автор: Валерий НИКОЛАЕВ
Как сообщает информационный портал премьер-министра Казахстана со ссылкой на главу Казкосмоса Талгата Мусабаева, в стране лишь месяц назад впервые была создана и запатентована уникальная методика определения токсичных компонентов ракетного топлива в объектах окружающей среды после запуска космических ракет. И санврачи в вопросах определения уровня загрязнения от падения ракет, мягко говоря, не совсем компетентны.
- К сожалению, ракетное топливо отдельных ракет-носителей состоит из вредных высокотоксичных компонентов, таких как гептил, амил и другие вещества, негативно влияющие на экологическую обстановку… Сегодня впервые мы разработали методику определения количества гептила и амила в почве, — буквально заявил г‑н Мусабаев 17 мая этого года.
Для проведения подобного рода мониторинга, позволяющего оценить ущерб окружающей среде, было создано РГП «НИИ «Ғарыш-Экология». Обратившись в среду, 3 июня в эту госструктуру, мы получили краткий комментарий, который приводим без купюр:
- Авария (на космодроме) имела место быть. На месте работает правительственная комиссия.
Сказавший нам это представитель РГП отказался назвать свое имя и бросил трубку.
Повторная попытка получить более обширную информацию тоже оказалась безуспешной. Представители НИИ «Ғарыш-Экология» отказывались продолжать разговор.
Однако уже к 4 июня на сайте Национального космического агентства РК появилось информационное сообщение о результатах проведенной специалистами РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» и Службы экологического контроля и мониторинга филиала ФГУП «ЦЭНКИ» КЦ «Южный» совместного экологического обследования места аварийного паденияракеты-носителя «Протон‑М.
Так, согласно ему, падение ракеты образовало воронку размером 40х25 м с глубиной до 5 м, а также привело к возгоранию растительного покрова на площади почти 5 га. Площадь разлета фрагментовракеты-носителя составила около 140 га.
Эксперты также сообщили, что 3 июля были взяты пробы атмосферного воздуха в центре воронки, а также за ее пределами «на расстоянии 5,15 м от видимого контура площадки возгорания и на удалении 100 и 200 м по направлению ветра на момент падения ракеты». От публикации предварительных результатов взятых проб воздуха в Казкосмосе воздержались.
Но подчеркнули, что «будет проведена полная детоксикация почвы, основанная на «Технологическом регламенте на детоксикацию почв, загрязненных несимметричным деметилгидразином и продуктами его химической трансформации комбинированным методом», утвержденным Казкосмосом, согласованным МООС РК и Агентством РК по управлению земельными ресурсами». Впрочем, площадь почв, которая будет подвержена обеззараживанию, в космическом агентстве также не уточняют.
В РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» нам отказались уточнять эти детали, как и называть предварительные результаты замеров атмосферного воздуха в районе падения ракеты и на удалении, взятых 3 июля.
…Напомним, что 2 июля 2013 года в 8 часов 38 минут по астанинскому времени со стартовой площадки №81 космодрома «Байконур» состоялся запуск трех спутников «Глонасс‑М» с помощьюракеты-носителя «Протон‑М», оборудованной разгонным блоком «Бриз‑М». На 10—15 секунде ракетоноситель, заправленный 500 тонн ядовитого гептила, отклонился от заданной траектории, после чего рухнул на территории космодрома.