Немцы отступают
По данным итальянской газеты La Repubblica, Германия в ближайшем будущем может выйти из зоны евро. Уже разработан детальный план по отказу крупнейшей европейской экономики от единой европейской валюты, сообщает издание. К такому решению могут привести слишком большие расходы, которые лягут на Германию в случае усугубления долгового кризиса в еврозоне — по мнению немецких аналитиков, поддержка единой европейской валюты обойдется Германии в 560 млрд евро.
«Начинаются 10 дней, которые спасут или перевернут Германию и мир, и Берлин оказался в эпицентре циклона, — написало издание, имея в виду саммит ЕС, запланированный на 9 декабря. — Ангела Меркель, у которой не остается времени, должна сделать выбор: продолжать придерживаться жесткой линии или пойти на уступки ЕЦБ. Уже готов план по отказу ведущей европейской экономической державы от евро. Его разработал Дирк Мейер, профессор Гамбургского университета Гельмута Шмидта, самого престижного высшего учебного заведения бундесвера».
Как отметила La Repubblica, речь идет о «почти фантастическом сценарии». «План профессора Мейера поделен на конкретные этапы. Все начнется в один из понедельников. Граждане и другие жители Германии с удивлением обнаружат, что все банки закрыты. В этот день кредитные учреждения будут изучать счета и депозиты, — предсказывает развитие событий газета. — На второй день банки откроются и начнут выдавать клиентам евро другого образца, проштампованные специальными магнитными печатями, и менять старые банкноты на новые. На границах ФРГ и в рамках движения капиталов все трансакции будут подвергаться суровому контролю».
При этом иностранцам и немцам, не проживающим на территории Германии, не будет позволено ввозить в страну вышедшие из употребления банкноты, а государство будет оказывать помощь национальным банкам. Следующим шагом, через два месяца, станет заявление Германии о выходе из еврозоны. По мнению газеты, вместе с Германией зону евро, вероятно, покинут Голландия, Финляндия и некоторые другие страны.
«
К распаду готовы
Пока что сценарий, описанный La Repubblica, выглядит действительно фантастическим. Однако о том, что в результате долгового кризиса Европа может остаться с сильно урезанной зоной евро, экономисты говорили уже не раз — и к такому развитию событий готовы как политики, так и финансисты. Впрочем, пока речь идет только о выходе из зоны евро «проблемных» стран.
Так, британский министр финансов Джордж Осборн заявил о том, что Лондон уже в течение нескольких месяцев всесторонне готовится к возможному распаду валютного союза соседей. «Такие страны, как Германия и Франция, уже в открытую ставят вопрос о дальнейшем присутствии государств наподобие Греции в зоне евро. Это очень и очень сложная и опасная ситуация», — сказал Осборн.
Действительно, финансовые проблемы Греции заставили немцев и французов задуматься о выходе из еврозоны проблемных стран. По информации агентства Reuters, политики двух ведущих экономик Евросоюза — Франции и Германии — обсуждают возможности перестройки ЕС с начала ноября.
По задумке политиков, новая структура Европейского Союза может предусматривать создание более интегрированной и узкой зоны хождения евро. «В последние месяцы Франция и Германия на всех уровнях провели интенсивные консультации по этому вопросу», — сказал Reuters высокопоставленный источник в Брюсселе.
Таким образом, можно ожидать выхода из еврозоны одного или нескольких «проблемных» государств, а оставшиеся в зоне евро страны окажутся экономически интегрированными между собой, включая налоговую и бюджетную интеграцию.
Евро кормит Германию
Однако не все эксперты склонны полагать, что развал еврозоны неизбежен. Выход «проблемных» стран или Германии из еврозоны не решит экономических проблем Европы, написал американский журнал Fortune. «Такой смелый шаг мог бы принести больше вреда, чем пользы для основных стран — членов еврозоны, прежде всего, для живущей за счет экспорта Германии», — говорится в статье «Почему Германии нужен евро».
В то время как среднему немецкому налогоплательщику кажется несправедливым, что его налоги идут на оплату долгов таких стран, как Греция или Испания, он забывает о том, что переход именно этих стран со слабой экономикой на единую европейскую валюту в значительной степени стал залогом процветания немецкой экономики в последние годы.
«Германия очень выиграла от евро — эта валюта дала стране искусственно заниженную валюту, — отмечает издание. — Обычно люди не любят, когда им платят зарплату в слабой валюте, потому что это делает их поездки за границу более дорогими. Однако для Германии слабая валюта стала ключом к процветанию. И если бы немцы отказались от евро, они бы обрубили сук, на котором сидят».
Сейчас Германия, в которой граждане пользуются щедрой социальной системой и относительно высокими заработными платами, а население которой составляет всего 80 млн человек, является второй по величине
Экспортный мотор немецкой экономики работает в двух направлениях. Первое — Германия стала продавать больше в страны, не являющиеся членами еврозоны. Ведь обменный курс евро по отношению к другим мировым валютам гораздо ниже, чем если бы Германия продавала свою продукцию за немецкие марки, — именно за счет того, что на евро перешли некоторые «слабые» страны вроде Греции и Испании. И если, например, Китаю надо прилагать усилия для сдерживания роста курса юаня, чтобы поддерживать своих экспортеров, Германии этого делать не надо — ей достаточно просто сидеть и смотреть, как еще одно слабое государство входит в зону евро, что автоматически добавляет ее экспорту конкурентоспособности на мировой арене.
Если посмотреть на последние статистические данные, то даже в разгар кризиса в Европе и при угрозе рецессии в регионе немецкий экспорт вырос на 1% в сентябре этого года по сравнению с августом — до 91,3 млрд евро, что является историческим рекордом для страны. В августе экспорт вырос на 0,2% по сравнению с июлем, что также является хорошим результатом, учитывая кризисные явления в мировой экономике. Тем временем, импорт в Германию в сентябре упал на 0,8%, что повышает стране профицит текущих счетов.
В обычной ситуации это бы привело к укреплению валюты, которой оперирует Германия, но с тех пор как южные страны еврозоны переживают долговые проблемы, курс евро продолжает ослабляться, что опять же идет на пользу немецкому импорту.
Второе направление — единая европейская валюта дает Германии более широкий рынок для экспорта. Примерно две трети немецкого экспорта приходится на страны — члены еврозоны, то есть на 16 европейских стран. Евро делает бизнес гораздо проще, так как исключает валютные риски. Искусственно заниженный евро в Германии означает искусственно завышенный евро в таких «слабых» странах, как Испания и Греция. Таким образом, эти страны могут позволить себе покупать немецкие товары. Поэтому неудивительно, что немецкие товары, например, автомобили и электроника, доминируют на европейском рынке.
Кроме того, не стоит забывать, что государственные займы, которые сделала Греция после того как вошла в зону евро и получила доступ к дешевым кредитным линиям, были потрачены в том числе и на строительство в стране инфраструктуры: аэропортов, дорог, метро. За большинством этих проектов стояли немецкие компании, получающие деньги от греческого правительства.
Более того, греческие чиновники выбрали немецкие компании не только
Модернизация инфраструктуры, строительство новых дорог и аэропортов потребовалось Греции, потому что страна никогда не была богатой — она получила возможность массово строить только после перехода на единую европейскую валюту. Однако сильный евро привел к тому, что греческая экономика стала полностью неконкурентоспособной. Основная статья экспорта Греции — оливки. Они оказались слишком дороги, чтобы продавать их за границу. В то же время отдых на греческих островах стал стоить в несколько раз дороже, чем аналогичный отдых в Турции. Таким образом, индустрия туризма Греции начала испытывать проблемы.
Слабость греческой экономики и ее высокий дефицит можно было предсказать с ростом немецкого экспорта в страны еврозоны, отмечает издание. С тех пор как после перехода на евро торговля внутри региона стала гораздо проще, профицит текущих счетов в одной стране естественным образом приводит к дефициту в другой.
Банк UBS попытался подсчитать, сколько будет стоить Германии развал еврозоны. Аналитики вывели такие цифры: выход Германии из еврозоны обойдется ее экономике в 20—25% ВВП, или 6—8 тыс. евро на одного немецкого налогоплательщика единовременно, а затем ежегодно — 3,5—4 тыс. евро на каждого жителя Германии.
Между тем, по расчетам UBS, если страны еврозоны поглотят 50% от долгов Греции, Ирландии и Португалии, то это обойдется немецким налогоплательщикам всего в 1 тыс. евро единовременно. Исследование не исключает также и помощь Италии, госдолг которой в три раза выше, чем долги всех остальных «проблемных» стран вместе взятых. По мнению аналитиков, даже списание 50% итальянского долга (порядка 900 млрд евро) все равно обойдется немцам дешевле, чем если они решатся покинуть зону евро.
«Причина, по которой такой шаг стоил бы очень дорого, — новая немецкая валюта стала бы слишком сильной, чтобы поддерживать в рабочем состоянии экспортный мотор немецкой экономики, — пишет издание. — По самым оптимистическим оценкам, она бы стоила в районе $2, что на 50% выше сегодняшнего курса. То есть, например, автомобиль Mercedes, который сейчас стоит $50 тыс., стал бы стоить $75 тыс. Конечно, многие американские потребители в таком случае отвернулись бы от немецких машин в пользу отечественных или
Чтобы снова стать конкурентоспособной, Германии пришлось бы наводнить рынок новой национальной валютой, что обесценило бы сбережения граждан. Результатом такого шага может стать социальная нестабильность в стране, на фоне которой забастовки в Греции покажутся просто шуткой.
Германии нужен евро, и он нужен ей слабым, резюмировал Fortune. Чтобы сохранить низкий обменный курс единой европейской валюты, Германии необходимо удержать Грецию и другие «проблемные» страны в зоне евро. И хотя на разговорах о том, что надо обязать Грецию выйти из единого валютного союза, и построении «двухскоростной» Европы можно заработать политические очки, они не отражают реальность взаимосвязанной европейской экономики.