Эта поговорка лучше всего объясняет события последнего времени в Казахстане. Любимая фраза Назарбаева, что сначала экономика, а потом политика, опровергается самой жизнью. Отказ от политических реформ привел к закономерному результату — экономика рушится на наших глазах.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Гражданская авиация развалена как отрасль — в результате, как только этой зимой погодные условия оказались хуже среднего, начались авиакатастрофы и происшествия. Коррупция, безответственность и непрофессионализм проникли в пограничную службу — в итоге она стала притчей во языцех и ярким свидетельством деградации госаппарата. Жилищно-коммунальное хозяйство подошло к порогу своего физического износа — теперь об этой болячке кричат все, даже марионетки из Мажилиса.
И таких тонких мест у нас великое множество. Легче назвать, где их нет.
Очки для елбасы от Шукеева
Нет, например, в ФНБ «Самрук-Казына». Об этом свидетельствует последнее заявление его главы Умирзака Шукеева на расширенном заседании правления фонда с участием премьер-министра РК Серика Ахметова.
Согласитесь, какая еще структура выдержит столь значительные сокращения административно-управленческого персонала и сможет успешно выполнять не только свои обычные функции и задачи, но и стратегически важные поручения самого «лидера нации», которых тот за последние три месяца успел надавать с вагон и маленькую тележку?
В прошлом году в ходе оптимизации деятельности «Самрук-Казыны» было сокращено 1173 единицы АУП и сэкономлено 4 миллиарда тенге фонда оплаты труда. Теперь Умирзак Шукеев пообещал сократить еще 2356 единиц, а также реализовать трехлетнюю программу сокращения расходов на сумму 70 миллиардов тенге. Мы не знаем, где и как ФНБ «Самрук-Казына» находит такие резервы, возможно, запустил секретную программу размножения АУП на одном из своих подведомственных ТОО или ЗАО, но возможности фонда поражают. Иметь возможность сократить за два года 3529 единиц — это каким «жирным» нужно быть изначально.
В связи с этим у нас возникают вопросы к руководству самого фонда, так и к правительству Казахстана? Почему от прежнего главы ФНБ «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева не требовали такого же жесткого подхода к численности АУП? Потому что он зять, сами знаете кого, или потому что он настолько плохой менеджер, что мог делать то, с чем сегодня справляется Умирзак Шукеев только при наличии 3,5 тысяч дополнительных клерков?
Согласитесь, вопрос очень интересный, а ответ на него вообще может оказаться сенсационным, если конечно Умирзак Естаевич не «втирает очки» всем нам и в первую очередь елбасы.
БТА ничему не научил
Между тем в стране началась реализация исторического поручения Назарбаева по созданию Единого накопительного пенсионного фонда. Судя по словам казахстанского вице-премьера Кайрата Келимбетова, он будет создан на базе ГНПФ в срок до 1 июля 2013 года. Позволим себе непатриотично посомневаться в этом, потому что то, что ожидается в ближайшее время в пенсионной системе, очень сильно будет напоминать ту вакханалию, что творилась в БТА банке и структурах, входивших в эту группу, в период со 2 февраля 2009 года и по конец первой реструктуризации. Хотя бы потому, что главные действующие лица и их частные интересы те же.
Дело в том, что передача информационной базы и персональных накопительных счетов граждан от частных НПФ вновь создаваемому ЕНПФ — это не проблема. Проблема, причем очень большая — перевод активов, куда вложены пенсионные накопления казахстанцев. Потому что руководство ГНПФ отнюдь не заинтересовано принимать на свой баланс без разбора все то, что им предложат владельцы НПФ, и будут подходить к активам критически. То есть денежные средства будут перечислены со счета на счет, государственные ценные бумаги переведены на нового владельца, а вот со всем остальным будет много вопросов.
И вот тут-то и начнется байга. Судя по всему, наиболее предусмотрительные владельцы и руководители НПФ осознав, куда дует ветер, уже начали продавать находящиеся на балансах ценные бумаги. Пусть по рыночной цене, которая намного ниже номинальной, лишь бы избежать ненужных вопросов со стороны сначала ЕНПФ и регулятора в лице Нацбанка, а затем их неизбежных помощников из числа сотрудников КНБ, АБЭКП и Генпрокуратуры РК. Но в любом случае уже сформирован гигантский коррупционный потенциал, потому что за возможность без проблем или с разумным дисконтом передать — получить актив в Казахстане плата взимается всегда и везде.
Кроме того, ЕНПФ придется ударно расширять свою филиальную сеть, чтобы она могла обслуживать многомиллионную армию будущих пенсионеров, а значит быстро решать вопросы аренды или покупки помещений, обеспечения вычислительной техникой, внедрения единых программных решений, подбора кадров и так далее.
Понятно, что решение этих задач облегчается тем, что одновременно будут высвобождаться тысячи сотрудников НПФ, поскольку последние уже «умерли» как финансовые организации. Ведь денежный приток по линии добровольного пенсионного страхования, который им щедро оставил елбасы, настолько незначителен, что выжить на нем просто нельзя.
Что касается управления внутренними пенсионными активами ЕНПФ, о которой заикались некоторые государственные спикеры, то это вилами на воде писано. Очевидно, что рассчитывать на этот шанс могут только те частники, у которых есть крепкие связи если не с Акордой, то с Нацбанком. Увы, таковы реалии казахстанского бытия.
В общем, похоже, что еще один сектор национальной экономики успешно схлопнулся, и теперь крепкая государственная длань будет управлять финансовым рынком не только как надзиратель, но и как основной менеджер. Ну а нам остается только надеяться, что елбасы не национализирует таким же способом КСК и нас заодно.
На пороге новой девальвации
Между тем, почему Акорда идет на столь экстраординарные и нерыночные шаги, очевидно. На днях первый заместитель правления НЭПК «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев привел ошеломляющую статистику. Оказывается, в декабре 2012 года по банковской системе Казахстана доля безнадежных кредитов составляла 29%, сомнительных — 43% и стандартных — 28%.
Тогда как шесть лет назад, в январе 2007 года, эти показатели соответственно были 2%, 46% и 53%. То есть 21 миллиард долларов пенсионных денег за минусом некоторой усушки-утруски, размеры которой станут известны в ближайшие месяцы, пойдут на нужды нашего государства.
Другим традиционным кроме национализации способом решения финансово-экономических проблем в Казахстане является девальвация. Последняя подобная акция состоялась в нашей стране четыре года назад, 4 февраля 2009 года, и руководил ею нынешний глава Нацбанка РК Григорий Марченко. Видимо, поэтому он счел возможным на этой неделе снизойти до общественности и рассказать, как и в чьих интересах, она была совершена. К сожалению, главный банкир так и не объяснил, почему некоторые банки, юридические и физические лица оказались тогда более информированными и смогли заработать на девальвации, когда все прочие свои деньги потеряли
Между тем состояние валютных резервов Нацбанка если не вызывает тревогу, то заставляет задуматься — а не готовит ли Акорда очередную девальвацию? Дело в том, что официальные пресс-релизы ведомства Марченко сверстаны слишком искусно, чтобы это было простой случайностью.
Возьмем, к примеру, последнее сообщение, согласно которому чистые золотовалютные резервы (ЗВР) Нацбанка РК за январь 2013 года снизились на 4,8% и составили 26,415 миллиарда долларов, в том числе чистые валютные запасы снизились на 6,63% (до 20,664 миллиарда долларов), а активы в золоте выросли на 2,24% (до 6,286 миллиарда долларов). Тогда как активы Нацфонда страны на 1 февраля 2013 года составили 58,480 миллиарда долларов, что на 1,24% больше, чем на начало года.
Согласитесь, статистические показатели намешаны так, что не поймешь — бояться или радоваться. Ради интереса мы залезли на сайт Нацбанка и обнаружили там удивительные вещи. В январе 2013 года валовые активы Нацбанка в свободно-конвертируемой валюте составили 20664 миллиона долларов.
Много это или мало? За период в 6 лет, с января 2007 по январь 2013 года, наименьшее значение было в декабре 2007 года — 15777 миллионов долларов, наивысшее — в апреле 2011 года, 33671 миллион долларов. Для справки: в январе 2009 года перед прошлой девальвацией этот показатель равнялся 16234 миллиона долларов.
Но динамика за 2012 года вселяет тревогу. В январе валовые активы Нацбанка РК составили 28683 миллиона долларов, в течение года они колебались в широком диапазоне, достигнув пика в феврале — 30072 миллиона, после чего систематически падали до 22132 миллионов в декабре.
То есть, если смотреть динамику не всех золотовалютных резервов Нацбанка, а только ее валютной части, и не за месяц, а за год, то получается, что в январе 2013 года они сократились по сравнению с январем 2012 года на 8019 миллионов долларов или на 29,9%, то есть на треть. Позволю себе спрогнозировать, что до следующей девальвации нам осталось потерять еще 4 миллиарда долларов активов Нацбанка в СКВ, но скорее всего даже меньше, поскольку заметно вырос размер импорта.
Так «вляпался», что уже не отмоется
И в завершение несколько слов о судебных процессах, после которых приговоры о закрытии независимых СМИ вступят в «законную» силу, и наездах прокуроров на журналистов, с требованием не издавать единое СМИ «Республика» и не печататься в нем. Мы уже не раз упоминали, что, действуя такими методами, Назарбаев и Акорда фактически отменили презумпцию невиновности в Казахстане. Точно так же, как Конституцию и правосудие. Увы, судя по тому, что произвол и беззаконие со стороны властей продолжается, у них нет другого выхода.
Но вопрос, почему политическая необходимость заглушить «Республику», «Взгляд» и «К‑плюс» так остра, почему ради нее так называемый «лидер нации» идет на столь явные нарушения им же самим писанного Основного закона страны, гарантом которого он, кстати, является, заслуживает отдельного изучения. Возможно даже не только политиками и политологами, но и психиатрами.
Интересно другое. Как раз в 2012—2014 годах исполнятся 75 лет пику политических репрессий в СССР. Тогда тоже политическая необходимость заставила Сталина и его окружение буквально выкосить тогдашнюю элиту страны.
Мы долгое время задавали себе вопрос, почему «отец народов» в те предвоенные годы пошел на массовые репрессии, тогда как другой, не менее жестокий диктатор по имени Адольф Гитлер, хотя и проводил очень схожую политику, но ограничился в тот же период, куда меньшим кругом жертв. И уже точно до 1944 года не использовал против собственного народа чрезвычайные меры вроде сталинских «троек» и «двоек». Похоже, у них были разные по качеству госаппараты. Поэтому Сталину, чтобы уничтожить и подавить оппозицию себе, и не только партийную, пришлось буквально выкашивать государственные, партийные, комсомольские, военные и народнохозяйственные кадры.
Нечто похожее мы наблюдаем сегодня в Казахстане. Не сумев закрыть «Республику» законными или хотя бы полузаконными методами, Назарбаев оказался вынужденным пойти на откровенный произвол. Понимает ли он это? Несомненно, но, похоже, что внутриполитическая ситуация и/или психологическое состояние елбасы таково, что его не может остановить даже его ближайшее окружение, которое несомненно понимает, к чему все это приведет.
Так что теперь так называемый «лидер нации» уже не глава полудемократического государства и отец-первостроитель казахстанской государственности, а очередной диктатор, отличающийся только своим коррупционным размахом и маниакальным стремлением стать мировым лидером. Но таких в мировой истории множество и след они в ней оставляют «черный». Добро пожаловать, Нурсултан Абишевич!
ОТ РЕДАКЦИИ: Этот материал должен был быть опубликован в газете “Рипаблик, не вышедшей на этой неделе из-за угроз прокуратуры в адрес сотрудников редакции.