В прошлую пятницу хеппи-эндом завершилось кратковременное информационное противостояние двух системообразующих финансовых институтов страны – «БТА Банка» и «Народного банка Казахстана», в капитале которых присутствует государство, правда, в разной степени.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Банки распространили совместное заявление, в котором напомнили о двух весьма примечательных пресс-конференциях их руководителей, прошедших накануне и вызвавших «ряд неоднозначных оценок» после публикации соответствующих материалов в СМИ.
Обменялись залпами
Как указывается в заявлении, «учитывая особую значимость финансовых институтов для стабильного развития казахстанской банковской системы, АО «БТА Банк» и АО «Народный Банк Казахстана» провели совместные переговоры, на которых разъяснили свои позиции».
Судя по всему, переговоры были двусторонними — представители ФНБ «Самрук-Казына» в них не принимали участия. Правда, верится в это с трудом, ведь срыв повторной реструктуризации «БТА Банка» из-за скандала с конкурентом, ключевым акционером которого выступает чета Тимура и Динары Кулибаевых, ни к чему не только госхолдингу, но и правительству с Нацбанком, да и Акорде тоже.
Как бы то ни было, в итоге переговоров обе стороны информационного конфликта констатировали, что «руководство банков с уважением относится к деятельности всех участников рынка, приветствует любые действия, направленные на укрепление банковской системы Казахстана, и подтверждает свою приверженность нормам добросовестной конкуренции и корпоративной этики».
При этом, как ни странно, все высказанное ранее на пресс-конференциях публично не было дезавуировано, поэтому получилось, что в информационном плане стороны остались при своих позициях. Но в ближайшее время продолжения боевых действий между ними не предвидится, так как стороны, «урегулировав данный вопрос, сошлись во мнении, что разрешение данной ситуации благотворно скажется на дальнейшем стабильном развитии финансовой системы республики».
Напомним читателям, что первой огонь по и без того непрочным позициям «БТА Банка» открыла глава «Народного» Умут Шаяхметова. Она заявила журналистам 3 апреля о том, на что не раз указывала наша газета: неэффективность бизнес-модели первой реструктуризации крупнейшего среди национализированных банков, вызвавшей этот «ужас без конца», возврат ситуации в «БТА Банке» «к той же точке, что в феврале 2009 года», и его отрицательный капитал, позволяющий ему тем не менее сохранять лицензию и принимать новые вклады населения.
Досталось от г‑жи Шаяхметовой и «Альянс Банку» с «Темiрбанком», в том числе и идее их слияния, но руководители этих банков не стали отвечать ей, по крайней мере публично.
В отличие от них Анвару Сайденову, председателю совета директоров «БТА Банка», пришлось проводить пресс-конференцию, чтобы хоть как-то сгладить публично прозвучавший негатив в канун внеочередного собрания его акционеров. Он выступил перед журналистами 5 апреля, дав понять, что сделал это вопреки мнению PR-консультантов банка.
Г‑жу Шаяхметову он упрекнул в том, что она не владеет полным объемом информации о ситуации вокруг «БТА Банка» и к тому же высказывается в качестве руководителя конкурента в отличие от г‑на Жандосова, которого г‑н Сайденов охарактеризовал как независимого эксперта. Хотя г‑н Жандосов давно известен своими прочными связями с владельцем «Казкоммерцбанка» Нуржаном Субханбердиным, а в последнее время явно сблизился с Тимуром Кулибаевым, возглавляющим НЭП «Союз «Атамекен», где экс-председатель Нацбанка сейчас является советником.
Другое обвинение в адрес г‑жи Шаяхметовой было связано с нарушением профессиональной этики, однако каких-то прямых угроз судебного преследования в ее адрес не прозвучало, что явно указывало на готовность руководства «БТА Банка» к компромиссу с оппонентом, как это в итоге и произошло.
Другие участники рынка публично на эту ситуацию не реагировали, если не считать Жомарта Ертаева, которому приписывается активное участие в делах Bank RBK. Опальный банкир внимательно отслеживал эти события в социальной сети Facebook под рубрикой «Басталды» («Началось») и резюмировал итог весьма образно: «Политика победила».
Но сами-то политики промолчали, а единственной реакцией со стороны государства можно считать разве что замечание главы ФНБ «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева, сделанное им на пресс-конференции, прошедшей в тот же день, когда г‑н Сайденов встретился с журналистами. Г‑н Шукеев миролюбиво отметил, что негативные высказывания критиков в адрес «БТА Банка» эмоциональны и вызваны отношением к нему как к конкуренту, что «даже обнадеживает».
Вопреки грустной реальности с дефолтом банка по его облигациям и статистике КФН Нацбанка глава госхолдинга заверил журналистов, что в текущей деятельности БТА нет никаких проблем, а его депозитная база стабильна и не испытывает оттоков. Заодно он пообещал, что «БТА Банк» будет получать поддержку от своего ключевого акционера, не уточнив, правда, откуда возьмутся средства для этой цели, объем которых, по оценкам г‑жи Шаяхметовой, составит не менее $5 млрд.
Пока ломались копья
По примечательному совпадению негативные заявления г‑жи Шаяхметовой в адрес «БТА Банка» прозвучали в один день с сообщением последнего о завершении формального назначения комитета кредиторов «для координирования обсуждений в отношении предложенной реструктуризации» его долгов.
Случайным ли оказалось это совпадение либо в «Народном банке Казахстана» и в самом деле решили запустить волну негатива против «БТА Банка» с тем, чтобы если не сорвать, то хотя бы притормозить процесс его подготовки ко второй реструктуризации, теперь остается лишь гадать.
Можно лишь констатировать, что это была вторая попытка руководства «Народного» прозондировать ситуацию вокруг «БТА Банка». Ведь и ранее г‑жа Шаяхметова высказывала недовольство предпочтением, отданным иностранным инвесторам в качестве претендентов на вхождение в его капитал.
Что касается состава сформированного комитета кредиторов, то он выглядит следующим образом. Из международных финансовых институтов в нем представлен Азиатский банк развития, а от ведущих банковских групп мира в комитет вошли The Royal Bank of Scotland plc, BNP Paribas Investment Partner и J.P. Morgan Securities Ltd.
Участниками комитета также стали компании Ashmore Investment Management Limited (в качестве агента от лица определенных средств и счетов, по которым он выступает как инвестиционный консультант), D.E. Shaw Oculus International, Inc., D.E. Shaw Laminar International, Inc., FFTW UK Limited, Gramercy Funds Management LLC, Nomura International plc, Swedish Export Credits Guarantee Board — EKN и VR Capital Group Ltd.
Комитет уже принял первые кадровые решения, одобрив Сергея Бабаяна и Яцека Бжезинского в качестве кандидатов в совет директоров банка как представителей кредиторов. Кроме того, после встречи в Лондоне, прошедшей 19 марта, по просьбе «БТА Банка» 23 марта некоторые члены комитета участвовали в телеконференции с Илккой Салоненом, выдвинутым от банка кандидатом в члены совета в качестве независимого директора. Судя по официальному пресс-релизу, комитет кредиторов не стал возражать против этой кандидатуры, а также против выдвижения Ерика Балапанова на посты члена совета директоров и председателя правления «БТА Банка».
Финансовыми консультантами комитета выбраны Houlihan Lokey и Deloitte, тогда как у должника, то есть «БТА Банка», в этой роли выступает компания Lazard Frеres. Представители первых двух фирм в ближайшее время прибудут в Алматы, чтобы встретиться здесь с руководством банка и приступить к комплексному изучению его финансового положения и бизнес-плана.
Кстати, консультировать «БТА Банк» по разработке его бизнес-стратегии будет фирма PricewaterhouseCoopers. Последняя получила статус стратегического бизнес-консультанта и уже приступила совместно с должником к проведению обзора нынешней стратегии и состояния его бизнеса для разработки соответствующего плана.
Как указывается в пресс-релизе «БТА Банка», в ходе лондонской встречи с кредиторами и их консультантами его руководство совместно с PricewaterhouseCoopers уже представили «основные компоненты видения будущей бизнес-стратегии Банка и его конкурентные преимущества и позиционирование».
Отсюда напрашивается вполне вероятный вывод о том, что к моменту объявления дефолта по обязательствам «БТА Банка» в начале текущего года ни его руководство, ни ключевой акционер — ФНБ «Самрук-Казына» не представляли себе, какой будет его новая бизнес-модель и стратегия развития. Между тем г‑жа Шаяхметова предположила, что после повторной реструктуризации «БТА Банк» может утерять системообразующий статус.
На встрече в Лондоне также была представлена информация «о статусе процесса возврата активов», которую огласила компания Hogan Lovells, имеющая статус юридического представителя банка. Кстати, его юридическим консультантом выступает фирма White & Case, а у комитета кредиторов на такую роль выбрана Baker & McKenzie.
Презентация, представленная банком и его консультантами на встрече в Лондоне, выложена на сайте должника. Ее 59-страничный текст на английском не содержит каких-то особенных сюрпризов и скорее выглядит своеобразным отчетом о том, в какой исторический тупик завели системообразующие банки после вторжения в этот сектор зимой 2009 года правительство, Нацбанк и ФНБ «Самрук-Казына».
Изложение основных положений этой презентации мы планируем в следующем номере, а сегодня лишь укажем, что в прошлом году «БТА Банк», неумолимо двигавшийся к дефолту, сумел потратить на рекламу $4,3 млн!
Не отставал от него и другой национализированный участник рынка — «Альянс Банк», израсходовавший $5,7 млн, а «Казком», в капитале которого присутствует государство, выделил $7,3 млн. Для сравнения: прошедшие кризис без поддержки государства «Банк ЦентрКредит» и kaspi bank потратили на эти цели соответственно $3,4 млн и $7,7 млн.
Нацфонд вложится в недвижимость
Среди текущих новостей банковского сектора отметим сделку, проведенную «Альянс Банком» на бирже, где им было продано более 1,1 млн облигаций Минфина на сумму 1,2 млрд тенге при заявленном объеме продаж 3,4 млн бондов. При этом общий объем заявок составил более 16 млн облигаций. Как сообщили биржевики, 70% бумаг были приобретены субъектами пенсионного рынка, а 30% — клиентами банков.
Delta Bank выплатил кредиторам купонное вознаграждение на 71,3 млн тенге, «Казкоммерцбанк» — на 363,8 млн тенге. ФНБ «Самрук-Казына» в очередной раз порадовал своих кредиторов массированной выплатой им очередного купонного вознаграждения по облигациям десяти выпусков на общую сумму 6,9 млрд тенге.
В череде сообщений банков о годовых общих собраниях акционеров выделяется информация «Казинвестбанка» о проведении повторного такого мероприятия 30 апреля — спустя месяц после первой попытки, назначенной на 30 марта. Повестка дня осталась прежней — утверждение финансовой отчетности банка и порядка распределения чистого дохода за прошлый год, принятие решений о выплате дивидендов, переизбрании на новый срок членов совета директоров в ранге независимых директоров и увеличении его резервного капитала в соответствии с требованиями регулятора.
Владельцы kaspi bank встретятся на ГОСА 4 мая и будут рассматривать обычные для таких мероприятий вопросы повестки дня. Кроме утверждения годовой отчетности банка и порядка распределения его чистого дохода, размеров дивидендов на одну акцию, им предстоит также утвердить аудитора на текущий год, внести изменения в устав банка и положение о порядке предоставления информации о его деятельности акционерам, а также определить размер и условия выплаты вознаграждения членам совета директоров.
В потоке официальных вестей внимание привлекло последнее заседание совета директоров ФНБ «Самрук-Казына», где рассматривался проект стратегии госхолдинга на 2012—2022 годы и вновь была озвучена тема использования возвратных средств Нацфонда — на этот раз путем предоставления кредитной линии АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».
Новости из-за бугра
Банк России приступил к либерализации своих требований с тем, чтобы преодолеть наметившееся снижение кредитования корпоративных заемщиков и исполнить заодно недавнее поручение Кремля по вопросам развития банковского сектора.
Смягчение коснется и заемщиков из числа оффшорных компаний, к которым не будет применяться теперь повышенный коэффициент риска по капиталу. Главным критерием, судя по информации российских монетарных властей, становится реальная деятельность заемщика, наличие поручителей с необходимым уровнем рейтингов и раскрытие информации о конечных бенефициарах оффшорных компаний.
А из Пекина прозвучал весьма неожиданный призыв китайского премьера Вэнь Цзябао разрушить в этой стране монополию государственных банков, которые с его точки зрения слишком легко зарабатывают деньги. Ну, что правда, то правда, однако еще большим сюрпризом от главы китайского правительства стало его заявление о необходимости привлечь частных инвесторов в финансовую отрасль Китая.
К тому же в канун выступления премьера правительство КНР предоставило новые возможности иностранным инвесторам для выхода на внутренний финансовый рынок, включая упрощенный порядок покупки местной валюты и увеличение верхнего порога их вложений до $80 млрд в год с $30 млрд.
Выглядит такое движение к открытости в финансовом секторе со стороны коммунистических властей довольно необычно, однако стоит вспомнить, что недавно Всемирный банк предупредил китайские власти о вполне вероятном начале масштабного кризиса в этой стране, если государство не начнет снижать свою долю в экономике.
Источник: Газета “Голос Республики” №14 (236) от 13 апреля 2012 года