Увы, надежда Нуреке на то, что выдвинутая им очередная «прорывная» идея – про «Общество Всеобщего Труда» – охватит массы и станет материальной силой, провалилась. Даже провластная пропагандистская машина никак не может набрать обороты. И это понятно: любой казахстанец прежде всего сравнивает свои доходы и трудозатраты с доходами и трудозатратами самого Назарбаева, его окружения, «принцев и принцесс крови», их челяди – и делает свои выводы.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Ну а для тех, кто еще верит словам и обещаниям казахстанского «лидера нации», мы предлагаем изучить документ с длинным и скучным названием «Основные положения отчета Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год (заключение к отчету правительства Республики Казахстан)».
Он увидел свет несколькими днями раньше «звездного» прозрения акординского мечтателя и, увы, остался практически незамеченным. А зря. Этот последний отчет Счетного комитета заслуживает куда большего внимания гражданского общества, поскольку является ярким свидетельством того, что нынешняя социально-экономическая политика Назарбаева антинародна и обречена на провал. Даже без учета массовой коррупции, которая сама по себе обрекает на неуспех любые проекты и идеи Акорды.
Разоблачительный эффект этого документа настолько велик, что мы на месте «лидера нации» вообще засекретили бы его, чтобы, не дай бог, он не попал в открытый доступ. Однако, к счастью, наша самодовольная, плохо соображающая и увлеченная силовой борьбой с оппонентами власть не догадалась этого сделать, и мы имеем возможность вместе с читателями изучить документ и откомментировать его.
Сразу просим прощения за избыток цитат и их длину — чтобы избежать обвинений в передергивании, мы будем давать их полностью, даже в ущерб легкости чтения.
Как кабмин стелет соломку
Начнем с известного заявления «лидера нации», что в госбюджете свободных денег на увеличение социальных расходов нет, а значит, казахстанцам, в первую очередь бюджетникам, пора начинать жить по средствам.
Между тем Счетный комитет свидетельствует: правительство при молчаливом согласии президента системно и систематически занижает показатели доходной и, соответственно, расходной части госбюджета, чтобы обеспечить себе комфортные условия и не напрягаться с его исполнением.
Цитируем: «При отсутствии определенных признаков снижения темпов роста экономики, прогноз макроэкономических показателей на 2011—2015 годы, утвержденный в августе 2010 года, разработан с заниженными параметрами, в том числе по валовому внутреннему продукту (далее — ВВП) на уровне 103,1%, когда его фактический рост по итогам отчетного периода составил 107,3%».
Как следствие: «Ненапряженное планирование доходов заведомо занижает потенциал внутренних резервов увеличения налоговых и неналоговых поступлений, приводит к неэффективному налоговому администрированию, росту объемов внешнего заимствования и правительственного долга страны».
Понятно, что Счетный комитет не мог прямо написать, что это также приводит к занижению объема финансирования социальных расходов, но мы можем себе позволить назвать вещи своими именами.
Далее. Озвучивая идею «Общества Всеобщего Труда», елбасы, в частности, заявил, что только производительный труд в реальном производстве, а никак не финансовые рынки, способен сделать Казахстан процветающим, а его народ — богатым и счастливым. Плюс он что-то там такое вещал про увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40% и достижение такой же доли квалифицированных работников в общей численности занятых.
Между тем приведенные Счетным комитетом данные свидетельствуют, что сегодня отечественному МСБ приходится нелегко и главное для него не преуспеть, а просто выжить. Ведь, как правило, у этой категории казахстанского бизнеса с собственными средствами всегда напряг, а занимать у банков уже не получается. Цитируем: «По сравнению с 2009 годом доля кредитования субъектов малого предпринимательства также снизилась с 22,3% до 15,3% в 2011 году».
БТА отбил аппетит инвесторам
А вот свидетельство непроцветания несырьевой экономики, той самой, что по поручению елбасы должна развиваться ускоренными темпами: «По итогам 2011 года по сравнению с 2010 годом в общей структуре ВВП отмечается снижение удельного веса производства товаров с 45,1% до 43,5% и, как следствие, рост производства услуг с 51,7% до 51,8%, усиливается влияние нефтегазового сектора на формирование ВВП, в котором его доля возросла с 21,8% в 2008 году до 24,6% в 2011 году».
В результате разговоры об уходе от сырьевой направленности экономики остаются разговорами, что и подтверждает Счетный комитет: «Это сказалось на усилении зависимости доходов республиканского бюджета, поступающих от сырьевого сектора (увеличение доли с 56,7% в 2010 до 60,1% в 2011 году), в то же время доля налоговых поступлений от несырьевого сектора снизилась на 3,4%».
Иными словами, если вдруг завтра цены на углеводородное сырье рухнут, как это случилось в 80‑х и 90‑х годах прошлого века, то Казахстану придется нелегко. А компенсировать потерю экспортных доходов и бюджетных поступлений он сможет только за счет Нацфонда, если, конечно, тот не будет до этого растрачен и растерян в результате катаклизмов на мировом финансовом рынке — ведь хранится-то он за рубежом в виде облигаций и акций, которые могут обесцениться в любой момент.
Что касается программы ФИИР, на которую, как на последнюю надежду, поставил «лидер нации», то она больше похожа на старую, забитую и замученную клячу, чем на бодрого, энергичного и мощного коренника, который вывезет Казахстан в постиндустриальное общество.
Доказательство? Пожалуйста: «Согласно статистическим данным по реализации мероприятий Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010—2014 годы (далее — ГПФИИР), при уменьшении доли по всем составляющим секторам промышленности увеличение наблюдается только в горнодобывающей промышленности, доля которой в структуре промышленности увеличилась на 3,1% и составила 64,2%, объем добычи сырой нефти и природного газа вырос на 3,5%, и его доля составила 54,7%».
Из отчета Счетного комитета становится понятно, почему Назарбаев так много и активно уговаривает иностранных инвесторов прийти в нашу страну: «В 2011 году по сравнению с 2010 годом объем инвестиций в основной капитал увеличился на 332,4 млрд тенге и составил 4 985,9 млрд тенге. При этом в структуре инвестиций с 2009 года заметно снижается доля иностранных вложений».
То есть что бы ни говорила Акорда, но история с захватом «БТА Банка» государством не прошла для республики даром — иностранные инвесторы совершенно правильно оценили так называемые политические риски и теперь, пока Назарбаев не гарантирует их вложения в Казахстан через прямые межгосударственные соглашения, вряд ли согласятся рисковать. Но если Берлину елбасы нашел что предложить в качестве приманки, то для других стран что-то «съедобное» он пока найти не может.
Долгов больше, доходов — меньше
Интересные данные сообщил Счетный комитет и про государственный и приравненный к нему долг. Он, оказывается, намного «весомее», чем нам ранее рассказывали. Дело в том, что обычно нам называли только сумму внешнего долга, «забывая» про внутренний, который по своему размеру намного больше. Хотя никакой разницы между ними нет — долг он и есть долг.
Цитируем: «Объем государственного и гарантированного государством долга в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 149,5 млрд тенге, или на 4,6%, и составил 3379,6 млрд тенге. Его рост произошел за счет увеличения внешнего долга, который по сравнению с 2010 годом вырос на 21,4%, составив 726,8 млрд тенге».
Отметил Счетный комитет и такую тенденцию: хотя валовой внешний долг банковского сектора уменьшился, общая внешняя задолженность республики растет. И как бы ни замазывал нам глаза Григорий Марченко, по кредитам (долгам) нашей стране придется платить в любом случае.
Опасается этого и Счетный комитет: «В республике сохраняется тенденция роста объемов валового внешнего долга (далее — ВВД), который в 2011 году составил 18 158,6 млрд тенге (123,8 млрд долл. США). В 2011 году по сравнению с 2009 годом удельный вес ВВД к ВВП снизился с 98,3% до 66,6%.
Однако при текущем его снижении надо принимать во внимание то, что формирование сырьевой составляющей ВВП обусловлено ценами на экспортные сырьевые позиции, которые создают определенные риски по сохранению достигнутого уровня ВВД к ВВП».
Опроверг Счетный комитет и заверения елбасы о том, что стандарты и качество жизни казахстанцев растут как на дрожжах и уже достигли европейского уровня. Первая цитата: «Неразвитость системы потребительского кредитования банками второго уровня, выражающаяся в недоступности кредитов (дороговизна), привела к сокращению доли кредитования физических лиц с 29,1% в 2009 году до 26,7% в 2011 году». Из нее следует, что или банки сомневаются в словах елбасы, или граждане понимают, что при нынешних их доходах и перспективах лучше не занимать.
Вторая цитата: «Поступления таможенных платежей и налогов, связанных с международной торговлей, стали одним из основных источников республиканского бюджета, составив 1 440,3 млрд тенге, что по сравнению с 2010 годом больше на 616,9 млрд тенге, или на 75%. При этом доля этих платежей в доходах республиканского бюджета (без учета трансфертов) составила 46,1% в 2011 году против 37,8% в 2010 году».
Очевидно, что значительная часть этого прироста обеспечена за счет налогообложения импорта потребительских товаров из Китая, Узбекистана и Кыргызстана, и это объясняет, почему подавляющая часть населения страны отметила рост цен на внутреннем рынке, а власть его в упор не видит. Не видит — потому что понимает, чье мясо и как съела.
Еще, согласно отчету Счетного комитета, Казахстан — страна не только вопиющих контрастов, когда подавляющее меньшинство ее граждан процветает на фоне бедственного положения большинства, но и государство, в котором регион региону рознь и все они зависят от дающей руки Акорды.
Цитируем: «В отчетном году по сравнению с 2010 и 2009 годами субвенции выросли, соответственно, на 22,4% и 49,9%, целевые трансферты на развитие — на 12,1% и 17,6%, в то же время целевые текущие трансферты снизились на 24,1% и 15,1%. 7 из 16 регионов имели долю трансфертов в местных бюджетах более 70%, что свидетельствует о ежегодной сохраняющейся тенденции их финансовой зависимости от республиканского бюджета. В среднем удельный вес трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов составил 61%».
Похоже, эта бюджетная схема специально придумана в Астане, чтобы держать в узде региональные элиты и в случае необходимости усмирять их, посадив областные бюджеты на голодный паек. В результате в стране самодостаточны только нефтедобывающие регионы и Алматы, а Астана стала всеобщим нахлебником.
Снова цитируем: «Объемы субвенций составили 789,9 млрд тенге и по сравнению с 2010 годом увеличились в 1,4 раза. В настоящее время субвенционными являются 13 регионов республики за исключением Атырауской и Мангистауской областей, города Алматы. При этом в 2011 году в перечень субвенционных регионов включен город Астана. В 2011 году в рамках 30 республиканских бюджетных программ выделено 606,3 млрд тенге целевых трансфертов на развитие, из них основная доля направлена в города Астану (36,3%) и Алматы (14,6%), более 5% — в Актюбинскую, Алматинскую, Восточно-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области».
Последствия нынешней провальной социально-экономической и региональной политики елбасы Счетный комитет определил так: «В республике сохраняется диспропорция в развитии регионов. Валовой региональный продукт (далее — ВРП) на душу населения четырех регионов (города Алматы, Астана, Атырауская и Мангистауская области) колеблется в пределах от 2,9—6,4 млн тенге, тогда как в других регионах он варьируется в пределах 0,5—2,3 млн тенге. Совокупный ВРП двух регионов — Атырауской области и города Алматы формирует треть ВВП страны.
Различие между максимальным и минимальным региональными уровнями дохода на душу населения составило 3,6 раза. Наблюдается резкое различие между уровнем бедности городского и сельского населения, которое по республике достигло 2,7 раза. Самое значительное расслоение в областях: Атырауской — 9,7 раза, Костанайской — 4,1 раза, Мангистауской — 3,6 раза, Актюбинской — 3,5 раза. Меры, принимаемые Правительством по регулированию межбюджетных отношений с использованием трансфертов, субсидий и субвенций, а также бюджетных кредитов, не обеспечивают выравнивания социальных условий для населения как внутри регионов, так и между ними».
Вместо эпилога
…И в завершение еще одна цитата из отчета Счетного комитета, даже без развернутого комментария, настолько она четко, недвусмысленно и аргументированно разоблачает провальность нынешней социально-экономической политики Назарбаева и его «прорывных» идей:
«Сложившаяся практика составления стратегических планов государственных органов носит формальный характер. В них отсутствует взаимосвязь показателей бюджетных программ с показателями стратегических направлений, объемами затраченных бюджетных средств, из-за чего осуществить оценку реализации как стратегических планов, так и бюджетных программ затруднительно. Тем самым бюджетирование, ориентированное на результат, не достигает изначально поставленных целей и задач по повышению уровня ответственности и инициативности звеньев государственного управления, заинтересованности в экономии бюджетных средств. Более того, за недостижение целей и задач стратегических планов ответственность исполнителей не предусмотрена».
Умри, но, пожалуй, лучше Счетного комитета не скажешь: ответственности исполнителей в Казахстане нет и не предусмотрено. Это куда весомее и казахстанской Конституции, и законодательства, в которых много слов, но мало реальной жизни!
Источник: Газета “Голос Республики” №27 (249) от 27 июля 2012 года
View post:
ГАЗЕТА — Счетный комитет раскрыл все секреты Назарбаева