История о том, как молодой павлодарец показал кортежу спикера сената средний палец руки и отсидел за это пять суток, облетела весь Интернет. Как в капле воды, в ней отразилась глупость казахстанской государственной вертикали.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Между тем молодой человек и те, кто потом обсмеивал чиновников и судей, легко отделались. Потому что на днях вступили в силу поправки в законодательство по вопросам противодействия терроризму.
СОП всемогущий
Рекомендуем гражданам внимательно прочитать текст поправок. Диву даешься, насколько они развязывают руки власть имущим и властью злоупотребляющим.
Так, в Закон РК от 3 октября 1995 года “О Службе охраны Президента Республики Казахстан” было внесено следующее изменение:
“1) статью 1—1 изложить в следующей редакции:
“Статья 1—1. Охранные мероприятия
Охранные мероприятия — совокупность правовых, организационных, оперативно-разыскных и технических мер, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов.
Руководителем республиканского оперативного штаба по проведению охранных мероприятий является начальник Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Руководитель областного, города республиканского значения, столицы оперативного штаба по проведению охранных мероприятий определяется начальником Службы охраны Президента Республики Казахстан из числа представителей государственных органов, входящих в состав республиканского оперативного штаба по проведению охранных мероприятий или их территориальных органов.
По решению начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц проводятся в рамках антитеррористических операций (здесь и далее выделено нами — ред.) в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан “О противодействии терроризму”.
Закон же РК от 13 июля 1999 года “О противодействии терроризму” получил следующее нововведение:
“7) антитеррористическая операция — комплекс специальных мероприятий с применением физической силы, служебных собак, боевой и иной техники, оружия и специальных средств по предупреждению, пресечению акта терроризма, обезвреживанию террористов, взрывных устройств, обеспечению безопасности физических лиц и организаций, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий акта терроризма.
По решению начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц проводятся в рамках антитеррористических операций в соответствии с настоящим Законом;
8) правовой режим антитеррористической операции — особый режим функционирования государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, при котором в зоне проведения антитеррористической операции допускается установление отдельных мер, временных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц на период проведения антитеррористической операции;
9) зона проведения антитеррористической операции — определенные руководителем антитеррористической операции отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится указанная операция”.
Фантазии законом не ограничены
Ну а теперь представьте себе, что начальник СОП на основании оперативных данных или своей политической интуиции вдруг решит, что Нурсултану Назарбаеву угрожает реальная опасность, и своим решением введет правовой режим антитеррористической операции на всей территории страны.
Скажете, такое невозможно? Но ведь наша страна подпадает под это определение — отдельный участок местности! И потом Акорда уже сподобилась через прокуратуру подать гражданский иск к неодушевленным предметам — газетам и интернет-адресам, да еще к тому же объединила их в “единое СМИ”, так что границы у ее фантазии просто отсутствуют!
Так что пять суток в ИВС для павлодарца — это, можно сказать, и не наказание, ведь его поднятый средний палец могли оценить как сигнал-предупреждение террористам, которые спрятались дальше по маршруту кортежа, и просто пристрелить. А потом задним числом ввести на данной территории режим антитеррористической операции!
И на этом основании не только переложить вину за убийство мирного человека со спецназовцев, комитетчиков и соповцев на саму жертву, но и запретить писать об этом прессе и говорить общественности. Как это, собственно, произошло в Жанаозене: вспомните, кого посадили за бездействие властей и массовое убийство граждан полицейскими и комитетчиками.
Так что, вроде бы делая благое дело — борясь с террористами, наша власть, между тем, похоже, готовит себе почву для проведения террористических актов против казахстанцев. Ровно так же, как она сегодня использует прокурорско-судебную дубинку против своих политических оппонентов и независимой прессы.
МНЕНИЯ В ТЕМУ:
“Антитеррористическая система должна работать в целом на государство, а не обеспечивать только безопасность каких-то отдельных личностей”, — возмутился юрист Даулет Жумабеков. По его мнению, эти поправки были приняты именно сейчас, “потому что в стране что-то ожидается. Есть какие-то опасения у людей, которые эти поправки придумали. Я не хочу говорить про угрозы для всех граждан, они нацелены только на отдельных людей”.
Серикбай Алибаев
Для власти террористы — это оппозиционные партии и инакомыслящие люди. С кем будет бороться СОП?
Мурат Телибеков
Усиление роли СОПа говорит о недоверии к КНБ. Это рефлекторное движение Акорды в надежде минимизировать риски.
Амирбек Тогусов
Дело СОП — охрана президента. Поправки приняли, возможно, потому, что ему жизнь дорога. А народ объявили террористами.
Сергей Уткин
Дело не в законе, а в том, что полномочия, предоставленные должностному лицу, могут быть использованы во вред.
Уалихан Кайсаров
Это нормально, все делается для усиления безопасности президента. Вы должны понимать, что врагов у него много.
Известный правозащитник Евгений Жовтис, которого мы попросили прокомментировать вступившие в силу поправки, в первую очередь отметил, что законодатели, стремясь уточнять полномочия и компетенцию госорганов, превращают законы в инструкции и правила поведения в определенных ситуациях.
- То, что полномочия начальника СОП расширены и уточнены, меня не смущает. Мы имеем суперпрезидентскую республику, где все полномочия практически сконцентрированы в руках президента. Естественно, что власти стремятся обеспечить его безопасность и безопасность других охраняемых лиц, — отметил юрист. — Другой вопрос: насколько адекватны применяемые меры существующим угрозам и, кстати, какова вообще природа этих угроз. Я пока, например, не слышал ни о каких политических требованиях тех самых “террористов”, которых ликвидировали в ходе спецопераций, или тех, которые что-то взорвали или взорвались сами. А без этого вообще непонятно, в связи с чем возникают угрозы и непосредственно кому или чему угрожают и зачем.
Как отметил наш собеседник, введение режима АТО (антитеррористической операции), когда возможно ограничение определенных прав и свобод, должно основываться на объективных критериях. В законе о чрезвычайном положении эти критерии определены с той или иной степенью объективности. Там же определено, кто вводит такой режим и как. Аналогично с режимом АТО. Исходя из этого, Евгений Жовтис сомневается, что начальник СОП может ввести такой режим в Казахстане в целом или, к примеру, в Алматы.
- Я не думаю, что эти поправки связаны с какими-то конкретными событиями. Это общий процесс укрепления полномочий силовых структур, который начался не вчера и никогда не останавливался, — подчеркнул Евгений Александрович. — Сами по себе эти поправки ничем из ряда вон выходящим казахстанцам не грозят. Тем не менее, общая тенденция все большего превращения страны в полицейское государство неизбежно сделает силовиков главными, а индивидуальные права и свободы — второстепенными. Государство, где главный человек в форме и с оружием, не самое лучшее место для жизни. И необязательно более безопасное.
Источник: Газета “Рипаблик” №1(01) от 25 января 2013 года