Еще одну страшную историю из жизни расстрелянного города рассказали редакции жители Жанаозена. К тем, кто ищет пропавших, приходят полицейские и показывают список погибших, говорят: «Не ищите, его уже нет в живых». У них есть свои списки. И люди знают об этом», – рассказали нам жанаозенцы и предложили свою версию молчания родственников, у которых после 16 декабря 2011 года пропали близкие.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Захоронения пропавших без вести людей после трагических событий 16 декабря 2011 года, возможно, нужно искать на местном русском кладбище, предполагают жители Жанаозена.
О Рамбергене мы узнали от жителей пригородного жанаозенского поселка Тенге. Его внезапное исчезновение и последующая смерть, по мнению родных погибшего, связаны с декабрьскими событиями, но они отказываются заявлять об этом в полицию и просят не называть их имен — боятся последствий.
На суд Аллаха
«К тем, кто ищет пропавших, приходят полицейские и показывают список погибших, говорят: «Не ищите, его уже нет в живых». У них есть свои списки. И люди знают об этом», — рассказали нам жанаозенцы, предложив свою версию молчания родственников, у которых после 16 декабря 2011 года пропали близкие.
Но в дом Айгуль ни полицейские, ни представители других госорганов не приходили. О гибели своего брата она узнала после звонка из Узбекистана, где он проживал. Узнала спустя два месяца после того, как он уехал из поселка Тенге в Жанаозен — с билетом на поезд.
Все это время женщина была уверена — ее брат дома, в Узбекистане. Сейчас уже знают: он лежит на жанаозенском кладбище. Не знают только, что стало причиной его гибели. В пропаже и смерти Рамбергена много тайн.
- Он не употреблял насвай, не курил, водку не пил, читал намаз, ничем не болел, — характеризует своего брата женщина и недоумевает.
В доме Айгуль двери перед журналистами закрывать не стали. Она и ее дети откровенно рассказали о том, как узнали о смерти своего дяди и брата, как до сих пор не могут прийти в себя от этого страшного известия. Рассказывали так, будто долго ждали хоть кого-нибудь, кому можно выговориться, высказать свою боль.
- Можете рассказать об этом, но наши фамилии не называйте, мы не хотим проблем… Мы все вместе решили не поднимать этот вопрос и потому, что я сейчас одна, и вся тяжесть лежит на мне, я и садака подаю… — попросила сестра погибшего и добавила: — Я это доверила Аллаху — на его суд, у меня к людям нет никаких претензий.
Любовь к брату
39-летний Рамберген проживал в соседнем Узбекистане. В пригородный жанаозенский поселок Тенге приезжал исключительно, чтобы побыть с больным младшим братом: он психически нездоров. Парню помогала вся семья. В 1998 году его отвезли на могилу предка и находились там все вместе в течение семи дней. Молодой человек выздоровел, но спустя время болезнь вернулась.
- Мы стали постоянно возить его на могилу предка, там он проводил ночь. Так мы жили, — рассказывает Айгуль.
Погибший Рамберген приезжал к младшему брату регулярно, полностью посвящая себя общению с ним. «Он даже к нам не всегда заходил, старался больше времени с ним провести», — рассказывают родные. Рамберген читал рядом с больным братом намаз — молился о его выздоровлении.
Последний раз приехал на Новый год — на пять дней. Обратно из поселка Тенге на железнодорожный вокзал Жанаозена выехал 2 января 2012 года: в миграционной карточке обозначен пятидневный срок пребывания на территории Казахстана.
В это время в городе было объявлено чрезвычайное положение. В Жанаозене задерживали почти всех мужчин, появлявшихся на улицах, не делая порой исключения для женщин. Но даже при этом никому в голову не пришло, что Рамберген не вернется в Узбекистан. Родные говорят: он был законопослушным гражданином, правил не нарушал, да и других родственников в Жанаозене у него не было — не мог он там нигде задержаться, если только не был задержан полицейскими.
- Мы не знаем, когда и где именно он умер и какая настоящая причина его смерти, — говорят близкие погибшего.
О том, что Рамбергена нет в живых, его семье, проживающей в Узбекистане, сообщили чуть больше двух недель назад — 25 февраля. Невестка Айгуль тут же перезвонила в казахстанский поселок Тенге: Рамберген в морге Узеня.
Поспешные похороны
- Мы ничего понять не могли, — вспоминает недавние события Айгуль. — Оказывается он пролежал в морге 22 дня — об этом их работницы рассказали. Как это возможно? Где он до этого находился? Ведь у него был паспорт: там и прописка, и миграционная карточка. Почему сразу не сообщили родным?
Пропажа и неожиданная смерть молодого мужчины вызвала в его семье и шок, и возмущение, и страх: верующего Рамбергена похоронили без мусульманских обрядов, без поминальных ритуалов, при этом в семье ясно понимают — говорить на эту тему небезопасно.
- Мы сразу поехали в морг, — продолжила рассказ женщина. — Но там сказали: «Его уже похоронили». Но ведь когда звонили, работники морга сказали, что его тело еще там. Зачем они его так срочно похоронили? Они же знали, что мы выехали за ним?..
Родственникам отдали паспорт Рамбергена и выписку: причина смерти «отравление». А 1 марта семье показали место захоронения — русское кладбище. На могиле мужчины деревянная табличка: имя, год рождения, день захоронения.
- Мы видели и другие свежие захоронения. Может быть, там находятся и другие без вести пропавшие люди? Казахов же там искать не будут: у нас ведь здесь свое, мусульманское, кладбище есть, — предположили родные Рамбергена.
После посещения места захоронения Айгуль сходила к имаму — попросила прочитать поминальные молитвы из Корана, отдала за брата садака. Это все, что они могли сделать.
- У меня нет ни к кому никаких претензий… Я все это доверила Богу… Я не могла предположить, что он умрет… — вновь и вновь безнадежно повторяла Айгуль.
То, что здоровый молодой мужчина пропал во время массовых арестов в Жанаозене, а спустя два месяца был обнаружен захороненным на русском кладбище, вызывает у семьи погибшего много резонных вопросов. В причину смерти, записанную в официальном документе, родственники не верят. Но писать заявление в прокуратуру или местное отделение полиции они не будут — и потому, что опасаются давления со стороны полицейских, и потому, что провести перезахоронение тела Рамбергена после возможной эксгумации из-за нужды они не смогут.
Источник: Газета “Голос Республики” №10 (232) от 16 марта 2012 года
Link:
ГАЗЕТА — Пропавших будут искать на русском кладбище?