В субботу Алматы взорвала новость: расстреляны двое полицейских патрульного экипажа «Буран-170» (один скончался на месте происшествия, второй позже в больнице). Их коллеги из МВД сработали оперативно и «чисто» – уже 30 июля была уничтожена группа из шести преступников, которые, по информации полиции, напали на «бурановцев».
Автор: Андрей ЦУКАНОВ
А неделей раньше полицейские патрульного экипажа «Буран-127» убили в Алматы члена Партии патриотов Казахстана, полковника МВД в отставке, мастера спорта по рукопашному бою Даурена Азимбаева, который напал на патрульных с ножом. Впрочем, Алматы не является единственным казахстанским «13‑м районом».
Карагандинская газета «Новый вестник» сделала целую подборку фактов, которые демонстрируют: карагандинцы «с завидным постоянством» кидаются на полицейских — бросают в них гранаты, душат, бьют.
Вполне возможно, что и в других регионах страны похожая ситуация. Мы решили расспросить наших читателей о причинах такого обострения «нелюбви» к правоохранительным органам. Мнения разделились кардинально — в зависимости от того, по какую сторону бронежилета находился наш респондент.
Причина преступности — бедность
Генерал-лейтенант в отставке Амирбек Тогусов считает, что основная причина этих происшествий — сложное социально-экономическое положение наших граждан и закрытость государственных органов от народа.
- Прожиточный минимум не обеспечивает элементарного выживания — это первое. Второе — простые люди не могут решить даже самые простые вопросы в государственных органах. К примеру, в Алматы у акимов нет даже дней приема граждан. Прокуратура также отлынивает от исполнения своих надзорных функций, занимаясь в основном защитой коррупционеров-чиновников. Зайдите в любой государственный орган: вы увидите решетки, бронированные двери, охранников, которыми чиновники отгородились от народа. Любое обращение граждан отфутболивают в суд. В итоге, устав ходить по замкнутому кругу, люди «находят» крайних в своих бедах: это полицейские, которые опять-таки выполняют задания органов власти. При этом сами полицейские часто нарушают законы и конституционные права граждан, чем еще больше озлобляют их.
Во избежание обострения ситуации г‑н Тогусов советует госчиновникам повернуться лицом к гражданам и заняться исполнением своих непосредственных обязанностей: решать назревшие социальные проблемы.
- Чтобы не допустить повторения подобных событий, надо сделать работу органов власти прозрачной. Если этого не будет сделано, то единичные случаи применения насилия в отношения полицейских приобретут массовый характер. Жанаозенские события могут повториться в любом регионе. Нужно решить вопрос с безработицей, неустроенностью молодежи, увеличить прожиточный минимум, повысить заработную плату, пенсии. Денег у нашего государства хватает, — уверен генерал.
Нет доверия — жди конфликтов
Частично согласен с г‑ном Тогусовым юрист Амангельды Шорманбаев, считающий, что именно непрозрачность работы госинститутов ведет к конфликтам последних с гражданами.
- Мы знаем очень мало о последних громких происшествиях. Вот, например, полицейские говорят, что мастер спорта, которого они застрелили, бросился на них с ножом. На самом деле, может быть, он вовсе и не бросался на них. Может быть, они придумали это. Доверия к полиции у общества нет.
Юрист также считает, что не хватает общественного контроля над работой МВД, и предлагает ставить вопрос о непрозрачности работы полиции.
- Могут возразить, что полицейских контролирует прокуратура, но у прокуратуры существует «конфликт интересов». С одной стороны, она контролирует работу полицейских, а с другой — выступает гособвинителем в судах. Поэтому на прокуроров надежды мало. Доверие строится на прозрачности деятельности правоохранительных органов, на наличии эффективных механизмов контроля над ними. Когда есть такие механизмы — доверия к полиции больше. А когда доверия нет, нет и уважения. А если нет уважения, то человек может в любой момент пустить в ход кулаки и вообще все, что подвернется под руку.
В заключение г‑н Шорманбаев заметил, что наши правоохранительные органы сами дают пищу для размышлений.
- Возьмите, например, «дело Челаха». Да и вообще, в Казахстане произошло много событий, способствующих формированию негативного отношения общества к полиции. Это и события в Шаныраке, и Жанаозен, и множество других «мелких» инцидентов.
Нападают либо пьяные, либо преступники
По мнению начальника управления государственного языка и информации ДВД Карагандинской области Жанатая Сембекова, на сотрудников полиции нападают либо пьяные хулиганы, либо закоренелые преступники.
- Если взять последние происшествия в Карагандинской области, то во всех без исключения случаях хулиганы нападали на полицейских в нетрезвом состоянии. Видимо, от выпитого спиртного у них происходило помутнение сознания. Протрезвев, они жалели о содеянном. В одном случае нетрезвая компания щелкала семечки в общественном месте, полицейские сделали им замечание. Слово за слово — и произошел конфликт.
В другом случае нарушали тишину в ночное время. И тоже в нетрезвом состоянии. Последний случай — задержанный ударил камнем по голове полицейского. И тоже — будучи в сильном подпитии. Случаев, когда на полицейских нападают с умыслом, что называется, в ясном уме и твердой памяти, слава богу, не было. Что касается алматинских событий, то там действовали законченные преступники. Выяснилось, что они были ранее судимы по тяжелым статьям, сидели вместе в одной зоне.
Причинами роста таких случаев г‑н Сембеков считает отсутствие культуры у граждан.
- Большая часть нашего общества — люди законопослушные, но безразличные. Людям нужно больше патриотизма. Люди не должны проходить мимо правонарушений. У каждого есть телефон, а звонок на номер «102» бесплатный, — напомнил полицейский.
Что посеешь, то и пожнешь
Журналист Артур Нигметов считает, что во многих инцидентах полицейские сами виноваты, потому что выходят за рамки дозволенного: оскорбляют, унижают, необоснованно применяют силу.
- Пусть даже если алкоголик, дебошир или вор, никто не вправе оскорблять и тем более избивать этих людей. Пусть решает суд, какое наказание должен понести тот или иной правонарушитель, — считает Артур.
По его мнению, сделать четкие выводы из последних громких инцидентов в Алматы мешает отрывочная и к тому же противоречивая информация об этих инцидентах.
- В деле о гибели мастера спорта по рукопашному бою вопросов больше, чем ответов. Из-за чего возник конфликт? Почему он напал на полицейских? И самый главный вопрос: зачем нужно было убивать человека выстрелом в голову, когда наверняка можно было обезвредить его, просто ранив в ногу? Конечно, нас там не было, мы не знаем, что же на самом деле произошло, поэтому задаем такие вопросы.
Что касается недавнего убийства полицейских в Алматы и последующего через несколько дней штурма квартиры, где скрывались предполагаемые убийцы, то тут тоже, по мнению г‑на Нигметова, не все ясно.
- Сначала этих бандитов назвали религиозными экстремистами, потом оказалось, что они к религии никакого отношения не имеют. Меня лично все это настораживает, так как это уже похоже на войну, где на нескольких фронтах с небольшими перерывами идут боевые действия силовиков с т. н. экстремистами. Наши силовики умеют бороться только с последствиями, а о причинах, видимо, не задумываются. Это тревожный сигнал для всех нас. Я очень надеюсь, что ситуация в стране стабилизируется, — подытожил г‑н Нигметов.
Источник: Газета “Голос Республики” №28 (250) от 3 августа 2012 года
See more here:
ГАЗЕТА — Почему стреляют в полицейских?