Большая вода на юг Казахстана приходит с печальным постоянством и всякий раз становится неожиданностью для чиновников. Вместо того чтобы планомерно в течение года укреплять русла и берега рек, каналов и арыков, местные бастыки, как только грянет гром, принимаются суетливо «забивать» пробоины в водоемах миллионами государственных денег.
Автор: Гани КАРАКОЗОВ
Виноваты бастыки
В оперативной сводке департамента по ЧС Южно-Казахстанской области от 20 февраля 2012 года фигурирует более 20 населенных пунктов, попавших в зону стихийного бедствия. Это аулы Арысского, Ордабасинского, Сарыагашского, Толебийского, Казыгуртского районов. По данным МЧС, в спасательных операциях задействовано более четырех тысяч человек, свыше тысячи единиц техники, два вертолета и даже два самолета. К ликвидации последствий подтоплений привлечены не только все сотрудники ДЧС Южно-Казахстанской области и его районных подразделений, но и их коллеги из Астаны и Тараза.
Без суматохи и лишней раскачки спасатели практически во всех «горячих точках» сразу же включились в работу. Часть из них помогали эвакуировать людей из подтопленных домов. Часть вместе с местными жителями возводили на скорую руку дамбы из песка в тех местах, где уже произошел размыв рек, каналов и арыков. Им на помощь из Шымкента прибыло несколько КамАЗов с солдатами. И если в адрес спасателей от жителей аулов, пострадавших от стихии, были слышны лишь слова благодарности, то акимов, акимчиков и их свиту обозленные люди особо не жаловали.
Больше всего обид и претензий к властям высказывали жители села Темирлан, являющегося райцентром Ордабасинского района. Аул, расположенный в сорока минутах езды от Шымкента, за несколько часов превратился в Венецию. Вода стояла не только на улицах и во дворах, но и в самих домах. Как водится на селе, большая часть зданий, особенно жилых, построена из глинобитного кирпича. Такому строению достаточно постоять в воде пару часов — и оно «поплывет».
Под грохот обрушивающихся крыш, лязг выдавленных оконных стекол, скрежет ломающихся дверных косяков люди спасали все, что могли. В первую очередь, конечно, эвакуировали детей. Местное начальство тут же поспешило списать все беды на погодные катаклизмы. Дескать, резкое потепление стало причиной выхода из берегов воды в оросительном канале, который местные жители называют Найман-арык.
- Бастыки говорят, что виновата природа, — возмущается житель села Темирлан Кадырали Есалиев. — Чего на погоду валить, если сами во всем виноваты. Тендеры, в том числе и на очистку канала, непонятным фирмам отдают, а за выполнением работ не следят. Эти «фирмачи» ведь практически не чистили канал, он и забился. Вот и выходит, одни недобросовестно сработали, а то и вовсе не работали, другие не заметили этого или не захотели заметить, а в итоге мы, простые люди, лишились крова.
К слову, версию районных властей о фатальной жестокости природы поддерживает и аким области Аскар Мырзахметов. “Причина этой чрезвычайной ситуации — это природное явление, обильные осадки, — объясняет глава области. — Что же касается затопленных домов, где вода в разной степени попала, то их на сегодня насчитывается 410”.
Заметим, речь идет только об одном Ордабасинском районе. Между тем не менее трагичной в последние дни выглядела картинка и в других населенных пунктах области. К примеру, в ауле Монтайтас, что в Арысском районе, паводки залили половину поселка. “Вода пришла 18 февраля часа в четыре вечера, — рассказывает житель поселка Кайрат Момышев. — Сначала дождь лил, потом снег начался. Оросительный канал, рядом с которым стоят наши дома, вышел из берегов. Вода из него наши дома и дворы затопила”.
По рассказам монтайтасца, спасатели эвакуировали жителей части поселка, попавшего в зону действия стихии, в безопасное место. Так, супруга Кайрата и пятеро его малышей ночь с 18 на 19 февраля провели у родственников. А по информации акима села Монтайтас Токбергена Баякеева, с семи до девяти вечера из аула было эвакуировано 56 семей, 330 человек. В основном это женщины, дети и старики.
В среду же список районов, пострадавших от паводков, расширился до десяти. События разворачиваются по уже знакомой схеме. В минувший вторник из-за половодья, вызванного обильным снеготаянием и дождями, вышел из берегов обводной канал Алтынбек. Под угрозой затопления оказалось несколько населенных пунктов Отрарского района. Под воду ушло около 40 гектаров земли. На место событий вылетел вице-министр по ЧС Валерий Петров.
Между тем продолжаются спасательные работы в Ордабасинском районе. Спасатели обуздали стихию, укрепив полуторакилометровой дамбой оросительный канал Найман-арык. Высота заграждения составила 1,5 метра, ширина — 3,5 метра. И пока местные жители пытаются вернуться к нормальной жизни, специальная комиссия подсчитывает убытки. Так, по предварительным данным, по состоянию на 22 февраля в Ордабасинском районе было подтоплено 90 домов, 3 из них признаны аварийными. Не подлежащими восстановлению комиссия признала 4 времянки, 19 сараев, один гараж. Всего же, по данным ЧС, вода пришла в 241 двор.
Практически круглосуточно идет откачка воды. К примеру, специалисты местного ЖКХ совместно со спасателями откачивают воду из подвалов новой центральной районной больницы. Лечебницу залило из-за того, что она оказалась на пути водотока из Найман-арыка в низину. Часть пациентов эвакуирована.
Большая вода не обошла стороной и областной центр. По данным городского акимата, в Шымкенте было подтоплено 58 дворов. Разрушений нет.
Решить можно, но… не выгодно?!
Примечательно, что ровно четыре года назад, 20—21 февраля 2008 года, в нескольких районах Южного Казахстана произошла аналогичная история. Сарыагашский, Ордабасинский, Арысский районы тогда затопило паводковыми водами. 48 населенных пунктов, 2345 домов пострадали в результате паводков. Было разрушено 8 школ, 5 мостов. 300 домов тогда были признаны аварийными. Заметим, что среди аулов, попавших в зону стихийного бедствия, были как Монтайтас, так и Темирлан.
Ситуация тогда была настолько серьезной, что для выяснения реальных масштабов катастрофы в область прилетал глава правительства Карим Масимов. Он пообещал, что из резервного фонда правительства будет выделено полмиллиарда тенге на ликвидацию последствий ЧС, и слово свое сдержал. Позже сотни миллионов тенге было выделено на эти же цели и из местного бюджета.
Кроме того, различные благотворительные организации, а также частные лица перечислили в специально созданный фонд для ликвидации последствий этой ЧС миллионы тенге. Тысячи государственных и частных предприятий со всего Казахстана перечислили однодневный заработок для восстановления аулов, смытых паводками. Сколько же денег на самом деле прибила большая вода в тот момент к чиновничьему берегу, сейчас, пожалуй, не скажет никто. И уж точно никто не сможет сказать, сколько миллионов «потонуло» в той мутной водице.
Так или иначе, но в течение полугода на месте разрушенных домов в Маятасе и других пострадавших от стихии аулах были построены новые дома. Спустя четыре года эти дома попали в зону потопа.
- Не нужно большого ума, — говорит известный в области археолог и краевед Алексей Гончаров, — чтобы понимать: если вода однажды пришла, то она вернется еще раз, если, конечно, не будут приняты своевременные меры по предупреждению ЧС.
Алексей уверен, что у этой извечной проблемы под названием «южный потоп» есть два решения. Первое — своевременная очистка дренажных сетей. Однако он не исключает вероятности того, что часть отводных арыков и каналов восстановлению уже не подлежит.
- По большому счету, чтобы раз и навсегда решить эту проблему, в места «хронического затопления» должны прийти гидрологи, сделать съемку, рассчитать, какая нужна система дренажа, и на основе этих расчетов создать нормальную систему, — говорит Алексей. — Но загвоздка тут в другом. Если вопрос вечных потопов будет решен, тогда не будет чрезвычайных ситуаций, не будет и «чрезвычайных» денег, и это кому-то может быть не выгодно. Мы же знаем, как наша экономика строится.
Вот так и строится — от ЧС до следующей ЧС.
Источник: Газета “Голос Республики” №7 (229) от 24 февраля 2012 года
Read the original post:
ГАЗЕТА — Нет ЧС – не будет денег?